Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел


31.1. Карданная передача

Карданная передача позволяет передавать крутящий момент от одного вала другому, оси которых расположены под переменным углом.

Карданная передача состоит из одного или нескольких валов с одним или несколькими шарнирами (карданами).

В двухосном автомобиле с задним ведущим мостом карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче автомобиля, находящейся в заднем мосту (см. рис. 154).

Передний конец карданного вала 4 связан при помощи шарнира 3 с ведомым валом коробки 2 передач, а задний конец вала соединен с ведущей конической шестерней 5; последняя находится в постоянном зацеплении с большой ведомой конической шестерней 6. Шестерни 5 и 6 образуют главную передачу автомобиля, подводящую крутящий момент через дифференциал и приводные валы (полуоси) к ведущим колесам.

Соединение карданного вала с коробкой передач при помощи шарниров необходимо потому, что вал коробки передач и карданный вал расположены под некоторым углом. Угол наклона карданного вала к ведомому валу коробки передач изменяется, когда ведущий мост, подвешенный к раме на рессорах, перемещается относительно рамы и коробки передач при толчках от неровностей пути. Угол наклона изменяется в небольших пределах и при изменении величины прогиба рессор ведущего моста, если увеличивается или уменьшается полезная нагрузка автомобиля.

По своей конструкции шарниры карданной передачи подразделяются на жесткие и упругие.

Схема устройства жесткого шарнира показана на рис. 179. У шарнира имеется крестовина 3, шипы которой входят в отверстия вилок 4 и 2, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Втулка 5 одной вилки соединяется с ведомым валом коробки передач, а втулка 1 другой вилки надевается на шлицы карданного вала.

Схема жесткого шарнира карданной передачи
Рис. 179 - Схема жесткого шарнира карданной передачи:
1 - ведомая втулка; 2 - вилка; 3 - крестовина; 4 - вилка; 5 - ведущая втулка.

Благодаря шарниру карданный вал может перемещаться под углом по отношению к ведомому валу коробки передач в любом направлении. При колебаниях заднего моста расстояние между ним и коробкой передач несколько изменяется благодаря скольжению переднего шлицевого конца карданного вала во втулке вилки шарнира.

Для предохранения от грязи и удержания смазки шарниры иногда помещаются в металлические кожухи, состоящие из двух частей полусферической формы, снабженные сальниками и масленками для смазки (например, автомобили ГАЗ-ММ, ЗИС-5М). Чаще же применяются открытые шарниры, без металлических кожухов (автомобили ГАЗ-51, ЗИС-150, М-20 и др.).

Наиболее распространенный шарнир (автомобиля ЗИС-150) показан на рис. 180.

Устройство жесткого шарнира карданной передачи (автомобиль ЗИС-150)
Рис. 180 - Устройство жесткого шарнира карданной передачи (автомобиль ЗИС-150):
1 - фланец; 2 - ведущая вилка; 3 - предохранительный клапан; 4 - сальник; 5 - игольчатый подшипник; 6 - обойма подшипника; 7 - замковая шайба; 8 - крышка; 9 - масленка; 10 - втулка ведомой вилки; 11 - ведомая вилка; 12 - крестовина; 13 - масленка.

Шарнир имеет две вилки 2 и 11. Ведущая вилка 2 соединяется фланцем 1 с ведомым валом коробки передач, а ведомая вилка 11 соединяется втулкой 10 со шлицами переднего конца карданного вала. Между собой вилки шарнира соединены крестовиной 12 с четырьмя шипами. На шипы, введенные в широкие отверстия вилок 2 и 11, устанавливаются игольчатые подшипники 5, состоящие из обойм 6 с тонкими стальными роликами - иглами, уменьшающими потери на трение. Обоймы удерживаются в проушинах вилок крышкой 8 с замковой шайбой 7. Подшипники шарнира смазываются через масленку 13. Удерживают смазку сальники 4. Предохранительный клапан 3 предотвращает разрушение сальника от чрезмерно повышенного давления при смазке шарнира. Через масленку 9 смазывается шлицевое соединение вилки 11 с карданным валом.




Упругий шарнир карданной передачи состоит обычно из нескольких упругих прорезиненных дисков 5 (рис. 181), к которым привернуты с каждой стороны втулки 1 и 3 с тремя лапками - вилками 2 и 4. Вилки обеих втулок так расположены на дисках, что лапки одной втулки находятся в промежутках между лапками другой втулки. Прорезиненные диски позволяют за счет своего изгибания передавать крутящий момент от одного вала к другому под очень небольшим углом. Ввиду этого ограничивается применение упругого шарнира.

Упругий шарнир карданной передачи
Рис. 181 - Упругий шарнир карданной передачи:
1 и 3 - втулки; 2 и 4 - вилки; 5 - упругие диски.

Один шарнир, соединяющий ведомый вал коробки передач с карданным валом (см. рис. 154), устанавливается в тех случаях, когда карданный вал вращается внутри стальной трубы, расположенной между задним мостом и коробкой передач или поперечиной рамы. При наличии этой трубы положение заднего моста относительно карданного вала не изменяется (автомобиль ГАЗ-ММ, задний карданный вал автомобиля ГАЗ-67Б).

Второй шарнир 6 (рис. 182), соединяющий карданный вал с валом главной передачи, применяется в том случае, когда карданный вал 5 ставится открыто, без трубы, и задний мост может поворачиваться относительно оси карданного вала (автомобили ГАЗ-51, ЗИС-150, М-20 и др.).

Карданная передача с промежуточным валом (автомобиль ГАЗ-51)
Рис. 182 - Карданная передача с промежуточным валом (автомобиль ГАЗ-51):
1, 4 и 6 - шарниры; 2 - промежуточный карданный вал; 3 - промежуточная опора; 5 - карданный вал.

С целью уменьшить длину карданного вала и повысить его жесткость крутящий момент от коробки передач передается главной передаче (если расстояние между ними значительное) двумя карданными валами - промежуточным 2 и главным 5 с двумя (автомобиль ГАЗ-ММ) или тремя (автомобиль ГАЗ-51) шарнирами 1, 4 и 6.

В автомобилях ГАЗ-51 задний конец промежуточного вала вращается в подшипнике, установленном в резиновом кольце опоры 3, кронштейн которой привернут к поперечине рамы.

Благодаря эластичности резинового кольца подшипник может самоустанавливаться при деформациях рамы или неточной установке подшипника при оборке.

В двухосном автомобиле с двумя ведущими мостами и отдельно установленной раздаточной коробкой (см. рис. 155) крутящий момент передается мостам от коробки передач через три карданных вала с шестью шарнирами: 1) короткий промежуточный вал 4 с двумя шарнирами 12 и 11 - от коробки передач 2 к раздаточной коробке 5; 2) вал 6 с двумя шарнирами 9 и 8 - от раздаточной коробки 5 к заднему мосту 7; 3) вал 3 с двумя шарнирами 10 и 13 - от раздаточной коробки 5 к переднему мосту 1.

В трехосном автомобиле с тремя ведущими мостами (см. рис. 156) имеются, кроме того, карданные валы 1 и 3 для привода второго заднего моста. Карданные валы 1 и 3 имеют четыре шарнира 7, 6, 5 и 4 и промежуточную опору 2 на среднем ведущем мосту.

Кроме передачи крутящего момента от коробки передач или раздаточной коробки ведущим мостам, карданная передача применяется и для подвода крутящего момента к колесам переднего ведущего моста. Карданы описанного выше типа для этой цели не применяются, так как они:

1) не позволяют приводным валам (полуосям) управляемых колес отклоняться на углы, необходимые для поворота колес (до 35-40°);

2) не обеспечивают достаточно равномерного вращения колес при больших углах отклонения валов.

При карданной передаче, выполненной по схеме, приведенной на рис. 154, скорость вращения ведущей шестерни 5 главной передачи при равномерном вращении ведомого вала коробки передач дважды за каждый оборот достигает некоторого максимума и минимума. Неравномерность вращения ведущей шестерни 5 тем больше, чем больше угол наклона карданного вала относительно ведомого вала коробки передач.




Этот недостаток карданной передачи с одним шарниром не так заметен при небольших углах наклона вала, как при передаче крутящего момента ведущим мостам. Но при тех больших углах отклонения, при которых приходится работать приводным валам ведущих и одновременно управляемых колес, неравномерность вращения их будет достигать недопустимой величины. Неравномерность вращения вызывает повышенный износ деталей (шестерен, шарниров, подшипников) и шин, ухудшает устойчивость движения и затрудняет управление автомобилем.

При карданной передаче с шарнирами обычной конструкции (см. рис. 180) ведомый вал вращается равномерно при следующих условиях:

1) на концах карданного вала 1 (рис. 183), соединяющего ведущий 3 и ведомый 2 валы карданной передачи, имеется не один, а два шарнира 4 и 5;

2) вилки обоих шарниров должны лежать в одной плоскости;

3) оси ведущего 3 и ведомого 2 валов должны быть параллельны одна другой, что необходимо для равенства углов наклона валов.

Схема карданного вала с двумя шарнирами
Рис. 183 - Схема карданного вала с двумя шарнирами:
1 - карданный вал; 2 - ведомый вал карданной передачи (ведущий вал главной передачи); 3 - ведущий вал карданной передачи (ведомый вал коробки передач); 4 и 5 - шарниры.

Вследствие указанных недостатков в приводных валах управляемых колес применяются шарниры специальной конструкции равной угловой скорости.

Наиболее распространенный шарнир этого типа описан ниже (рис. 184).

Шарнир равной угловой скорости (автомобиль ГАЗ-63)
Рис. 184 - Шарнир равной угловой скорости (автомобиль ГАЗ-63):
1 - приводной вал (полуось) колеса; 2 - ведущая вилка; 3 - ведомая вилка; 4 - хвостовик ведомой вилки; 5 - ведущие шарики; 6 - центрующий шарик; 7 - стопорный палец.

Ведущая вилка 2 шарнира выполнена заодно с приводным валом 1, идущим от дифференциала (или имеет короткий хвостовик, соединяющийся с приводным валом втулкой со шлицами). Хвостовик 4 ведомой вилки 3 передает вращение ступице переднего колеса посредством шлицевого соединения. На внутренней поверхности вилок симметрично расположены четыре канавки, в которые вкладывают четыре ведущих шарика 5. Два из них передают крутящий момент в одном направлении, а два других - в противоположном направлении.

В центре вилок имеется гнездо для пятого шарика 6, центрующего вилки и удерживающего ведущие шарики в канавках.

Шарик 6 крепится в определенном положении пальцем 7, входящим в отверстия в вилке и в шарике.

При такой конструкции шарнира обе вилки вращаются с равной угловой скоростью при любом угле наклона.

Равномерность вращения соединяемых шарниром валов достигается тем, что все шарики располагаются при любом угле наклона в одной плоскости, делящей этот угол пополам.

Шарниры и карданные валы изготовляются из углеродистой или легированной стали.




Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел

Хостинг от uCoz