Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |
От трения зубья шестерен изнашиваются, отчего увеличиваются зазоры между ними при зацеплении. Работа коробки передач или раздаточной коробки с изношенными зубьями сопровождается сильным шумом (гудением). Наиболее сильно изнашивается торцовая часть зубьев, воспринимающих удары при переключении передач; если зуб изношен с торца на 2-3 мм, то шестерню необходимо заменить, так как при дальнейшей ее работе она может самопроизвольно выйти из зацепления. Выход шестерен из зацепления возможен также при неполном зацеплении шестерен, при поломке пружин фиксаторов, при сработке граней выточек для фиксаторов на ползунах и износе вилок.
При неполном зацеплении или неполном выключении шестерен раздаточной коробки привод регулируется путем изменения длины тяг переключения. Регулировкой добиваются, чтобы при полном зацеплении или расцеплении шестерен (фиксаторы надежно удерживают ползуны) рычаг занимал соответствующее крайнее положение, а соединительная вилка соединялась пальцем с рычагом коробки без натяга. По окончании регулировки контргайки должны быть надежно затянуты, а соединительные пальцы тщательно зашплинтованы.
Затрудненный перевод рычага может быть вызван загрязнением гнезд фиксаторов или направляющих ползунов и реже погнутостью ведомого вала коробки.
При неисправности сцепления или при неправильном действии рычагом переключения передач зубья шестерен могут поломаться. В этом случае, прежде чем продолжать движение, надо выпустить в сосуд масло, снять крышку коробки и вынуть из картера все осколки сломавшейся шестерни; затем следует удалить все осколки из выпущенного масла и залить очищенное масло обратно в коробку. После этого можно продолжать движение (в парк), не пользуясь поврежденной передачей. Если отломившийся кусок шестерни попадет между зубьями шестерен, то может произойти серьезное повреждение коробки передач. Изношенные шариковые и цилиндрические роликовые подшипники коробки передач необходимо заменять новыми. Конические роликовые подшипники обычно снабжаются приспособлениями для регулировки (прокладки или коронные гайки). Водитель эту регулировку не выполняет.
К неисправностям следует отнести сильное нагревание деталей коробки передач, вызываемое преимущественно понижением уровня масла вследствие вытекания его через неплотности в прокладках и сальниках.
Для предотвращения неисправностей коробки передач и раздаточной коробки техническим обслуживанием предусмотрены следующие работы:
а) проверка работы и наружный осмотр картеров (ежедневно);
б) контроль температуры картера (при осмотре в пути и при ежедневном техническом обслуживании автомобиля);
в) проверка крепления коробок (ежедневно) и плотности прилегания крышек (при ТО-1, ТО-2 и ТО-3);
г) проверка отсутствия подтекания масла (ежедневно), уровня масла (при ТО-2) и смена масла (согласно картам смазки - обычно при ТО-3);
д) проверка состояния тяг управления раздаточной коробкой (ежедневно) и регулировка тяг включения переднего ведущего моста (при ТО-2);
е) проверка состояния шестерен (приурочивается к ТО-3).
Уровень масла в коробке передач и в раздаточной коробке проверяют, вывертывая пробку наполнительного отверстия.
Смена масла производится согласно картам смазки, а при подготовке автомобиля к новому сезону эксплуатации летнее масло заменяется зимним (или наоборот) независимо от срока работы автомобиля.
Порядок смены масла: слить через нижнее (спускное) отверстие старое масло; залить в коробку керосин до уровня бокового (наполнительного) отверстия; поднять домкратами ведущие мосты с одной стороны; включить первую передачу; запустить двигатель и дать ему поработать на малых оборотах 1-2 минуты; промыв коробку передач, слить керосин; залить в картер до уровня наполнительного отверстия свежее масло.
Для смазки коробки передач и раздаточной коробки применяют полугустые масла, указанные в карте смазки или заводской инструкции по данному автомобилю. Обычно рекомендуются масла трансмиссионные автотракторные - летнее и зимнее.
Одновременно со сменой масла рекомендуется снять крышку коробки передач и проверить зубья шестерен. Устанавливая крышку на место, надо следить за тем, чтобы все каретки и рычаг занимали нейтральное положение и каждая вилка переключения вошла в выточку своей каретки.
Умелое пользование коробкой передач намного увеличивает срок ее службы. Особенно вредно переводить рычаг при включенном сцеплении, переключать с низших передач на высшие, не задерживая рычаг в нейтральном положении, переключать с высших передач на низшие при большой скорости движения автомобиля, включать передачи заднего хода при движении автомобиля вперед и передачи переднего хода при движениии автомобиля назад.
Для включения переднего моста сцепление не выключается, так как соединяемые валы вращаются с почти одинаковой скоростью (если ни одно колесо не буксует). При включении переднего моста возможно, что зубья одной шестерни (муфты) окажутся против зубьев другой шестерни (муфты). В таком случае нужно, не останавливая автомобиль, включать передний мост несколько раз подряд. Включение облегчается, если автомобиль вести зигзагами.
Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |