Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |
Назначение главной передачи автомобиля - увеличить и передать под прямым углом крутящий момент от карданного вала приводным валам (полуосям) ведущих колес.
В современных автомобилях главная передача состоит преимущественно из двух конических шестерен. Зубья этих шестерен для обеспечения плавного зацепления и бесшумной работы - спиральные (рис. 185). Малая ведущая шестерня 3 жестко скрепляется с карданным валом 2, а большая ведомая шестерня 1 через дифференциал и приводные валы соединяется с ведущими колесами.
Передаточное число шестерен главной передачи подбирается в зависимости от типа автомобиля, мощности двигателя и заданной максимальной скорости движения автомобиля, причем ведущие колеса всегда вращаются в несколько раз медленнее карданного вала. Соответственно передаточному числу главной передачи возрастает по сравнению с крутящим моментом на карданном валу и крутящий момент, подводимый к ведущим колесам.
Применяется главная передача с гипоидным зацеплением (автомобили ЗИС-110, ЗИМ). Конические шестерни этой передачи со спиральными зубьями так расположены одна относительно другой, что ось ведущей шестерни проходит значительно ниже оси ведомой (рис. 186).
Главная передача с гипоидным зацеплением (гипоидная передача) обладает рядом преимуществ: бесшумность в работе, более прочный зуб, возможность ниже опустить карданную передачу, раму и кузов и тем самым повысить устойчивость автомобиля, но для нее требуются обязательно специальные масла ввиду повышенного трения зубьев.
В некоторых грузовых автомобилях (например, ЗИС-150, ЗИС-5М, МАЗ-200) применяется двойная главная передача, состоящая из пары конических шестерен и пары цилиндрических.
Схема двойной главной передачи - коническими шестернями со спиральными зубьями и цилиндрическими с косыми зубьями - показана на рис. 187.
Коническая ведущая шестерня 3, изготовленная как одно целое с ведущим валом 4, находится в постоянном зацеплении с конической ведомой шестерней 5; последняя болтами соединяется с фланцем промежуточного вала 2, составляющего одно целое с малой цилиндрической шестерней 1. Шестерня 1 находится в постоянном зацеплении с большой цилиндрической шестерней 6, привернутой болтами к коробке дифференциала.
Двойная передача позволяет иметь большое передаточное число при относительно небольших размерах ведомых шестерен; это способствует увеличению прочности шестерен и улучшению проходимости автомобиля, так как можно увеличить дорожный просвет (клиренс) между картером заднего моста и полотном дороги.
Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |