Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |
Распределительный вал служит для открывания клапанов в определенной последовательности; он изготовляется вместе с кулачками как одно целое обычно из углеродистой стали.
Распределительный вал 17 (рис. 40) имеет несколько (по числу клапанов) кулачков 15 и три-пять опорных шеек 14, вращающихся в расточках, выполненных в стенках и ребрах картера двигателя.
Подшипниками 12 распределительного вала служат чаще всего стальные втулки, залитые антифрикционным сплавом и запрессованные в картер двигателя. В некоторых двигателях (например, ГАЗ-ММ) подшипниками служат отверстия, расточенные в стенках и ребрах картера, без заливки их антифрикционными сплавами.
В средней части распределительного вала нарезается винтовая шестерня 16 привода масляного насоса и распределителя (в некоторых двигателях, например ГАЗ-ММ, шестерня нарезается на одной из опорных шеек вала). На валу имеется эксцентрик 13 привода насоса для подачи горючего к карбюратору.
Распределительный вал обычно вращается посредством шестеренчатой передачи. Ведущей является стальная шестерня с косыми зубьями, насаженная на передний конец коленчатого вала, а ведомой - чугунная (двигатель ЗИС-120) или текстолитовая (двигатели ГАЗ-51, М-20, ГАЗ-ММ и др.) шестерня со стальной ступицей (рис. 41).
Шестерни помещаются в особом картере, отлитом заодно с блоком цилиндров или выполненном из листовой стали и привернутом к передней части картера двигателя. Крышка 10 картера шестерен (см. рис. 28) штампуется из листовой стали или отливается из чугуна.
При передаче движения шестернями с косыми зубьями в валах возникают осевые усилия, стремящиеся сдвинуть их в продольном направлении.
Осевое смещение распределительного вала ограничивают:
а) упорная шайба 18 (см. рис. 26), привернутая к передней части картера двигателя между торцами передней шейки и ступицы распределительной шестерни (например, двигатели ГАЗ-51, М-20);
б) регулировочный болт 11 (см. рис. 28), ввернутый в крышку картера распределительных шестерен (двигатель ЗИС-120);
в) подпятник со спиральной пружиной, находящейся в углублении крышки картера распределительных шестерен (двигатель ГАЗ-ММ).
Для правильного газораспределения коленчатый и распределительный валы должны занимать определенное положение один относительно другого (см. выше о фазах газораспределения), поэтому на их шестернях нанесены установочные метки (рис. 41).
Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |