3. Кривошипно-шатунный механизм
Назначение кривошипно-шатунного механизма многоцилиндрового двигателя такое же, как и одноцилиндрового двигателя.
К кривошипно-шатунному механизму относятся следующие основные детали: цилиндры, поршни с кольцами, шатуны с пальцами, коленчатый вал с маховиком и картер двигателя.
На рис. 26 показан шестицилиндровый двигатель ГАЗ-51 в разрезе в разных плоскостях, а на рис. 27 - двигатель М-20 в поперечном разрезе (по цилиндру).
Рис. 26 - Двигатель ГАЗ-51 в разрезе:
1 - нижняя часть картера (поддон);
2 - шатун;
3 - маховик;
4 - резиновая подушка задней опоры двигателя;
5 - картер маховика;
6 - клапан вентиляции картера;
7 - блок цилиндров;
8 - головка цилиндров;
9 - вставная гильза;
10 - поршень;
11 - поршневой палец;
12 - направляющие втулки клапанов;
13 - впускной клапан;
14 - выпускной клапан;
15 - распределительная труба системы охлаждения;
16 - толкатель;
17 - крышка картера шестерен распределительного механизма;
18 - упорная шайба распределительного вала;
19 - шестерня распределительного вала;
20 - распределительный вал;
21 - сальник;
22 - шкив;
23 - опорная пластина передней опоры двигателя;
24 - шестерня распределения коленчатого вала;
25 - храповик;
26 - резиновая подушка передней опоры двигателя;
27 - коленчатый вал.
Рис. 27 - Двигатель М-20 (поперечный разрез по цилиндру):
1 - коленчатый вал;
2 - распределительный вал;
3 - масляный насос;
4 - бензиновый насос;
5 - выпускной коллектор;
6 - автоматический регулятор подогрева смеси;
7 - направляющая втулка клапана;
8 - карбюратор;
9 - впускной коллектор;
10 - поршень;
11 - термостат;
12 - распределитель;
13 - вставная гильза;
14 - шатун;
15 - указатель уровня масла;
16 - фильтр грубой очистки масла;
17 - верхняя часть картера;
18 - нижняя часть картера (поддон).