Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |
Если двигатель не удается запустить, водитель должен последовательно проверить: правильно ли подготовлен двигатель к запуску; есть ли ток высокого напряжения в катушке зажигания; подается ли горючее к карбюратору; исправны ли фильтр карбюратора и жиклеры; достаточна ли компрессия в цилиндрах двигателя; правильно ли установлено зажигание.
При запуске холодного двигателя нужно обогатить горючую смесь. Однако слишком насыщенная парами горючего смесь воспламеняется плохо. Переобогащение смеси можно определить по возникающим иногда неполным вспышкам, сопровождающимся выстрелами в глушителе. При отсутствии вспышек следует попробовать запустить двигатель, предварительно продув цилиндры. Для этого, выключив зажигание и открыв полностью дроссельную и воздушную заслонки, повернуть пусковой рукояткой коленчатый вал на 2-3 оборота, затем включить зажигание и, прикрыв, как обычно, дроссельную заслонку, запустить двигатель.
Если двигатель подготовлен к запуску правильно, но, несмотря на повторные попытки, вспышек не дает, надо проверить, есть ли ток высокого напряжения в катушке зажигания.
При отсутствии искры нужно проверить: состояние аккумуляторной батареи (включить свет, сигнал); состояние контактов прерывателя (величину зазора, нет ли окисления и замасливания); есть ли ток в цепи первичной обмотки катушки зажигания.
Отсутствие тока в цепи первичной обмотки катушки зажигания, несмотря на то, что батарея заряжена и контакты прерывателя в порядке, может быть вызвано неисправностью проводов и соединений, выключателя зажигания и амперметра. Если амперметр перегорел, следует соединить между собой концы проводов, подведенных к зажимам амперметра. Признак перегорания амперметра: наличие тока в цепи стартера при отсутствии его в цепях освещения, зажигания и сигнала.
При исправности всех приборов зажигания и хорошей искре между проводом высокого напряжения и массой необходимо проверить, подается ли горючее к карбюратору и не засорен ли фильтр карбюратора. Когда горючее поступает самотеком, для проверки надо вывернуть фильтр карбюратора - горючее должно вытекать из гнезда сильной струей; попутно проверить состояние фильтра (при этой проверке не допускать значительной утечки горючего).
Чтобы проверить диафрагменный насос, надо отъединить трубку, идущую к карбюратору, и несколько раз качнуть рычажок подкачки; если рычажка нет, то быстро повернуть на несколько оборотов коленчатый вал двигателя, - горючее должно выходить из трубки сильной пульсирующей струей.
Если система питания исправна, то нужно проверить компрессию. О величине компрессии можно до известной степени судить по усилию, которое нужно приложить к пусковой рукоятке для того, чтобы, преодолевая сопротивление сжатию, повернуть коленчатый вал; очевидно, чем меньше будет утечка смеси из цилиндров при тактах сжатия, тем больше будут компрессия и усилие, затрачиваемое на вращение коленчатого вала двигателя, и наоборот.
При нормальной компрессии надо проверить свечи, а если они исправны, то убедиться в правильности установки зажигания.
Иногда при запуске двигателя не удается повернуть коленчатый вал пусковой рукояткой. Причины этого: заедание шестерни привода стартера или загустение масла в картере.
Когда батарея сильно разряжена, можно запустить двигатель, пользуясь током от батареи другого автомобиля.
Если можно рассчитывать на помощь нескольких человек, то при слабо заряженной батарее возможно запустить двигатель с хода автомобиля.
Перебои в работе двигателя определяются на слух по шуму выхлопа, сопровождаются колебаниями двигателя и толчками при движении автомобиля.
Перебои в одном цилиндре могут быть вызваны неисправностью свечи, обрывом провода к свече, неодинаковой величиной зазора между контактами прерывателя (когда втулки приводного вала распределителя сильно изношены, вал при вращении получает боковое смещение), износом текстолитовой колодки рычажка прерывателя и повреждением крышки распределителя. Все эти детали нужно внимательно осмотреть; если они исправны, то остается предположить, что неплотно закрываются клапаны или повреждена прокладка головки цилиндров.
Перебои в разных цилиндрах. Необходимо проверить свечи и провода, затем прерыватель. Особое внимание обратить на следующее: величину зазора между контактами прерывателя; состояние контактов (нет ли окисления или загрязнения, замыкаются ли они); состояние рычажка (не замыкается ли он на массу вследствие сильного износа текстолитовой колодки и не заедает ли рычажок на оси); искрение между контактами (возможно повреждение конденсатора).
Если свечи, провода и прерыватель исправны, то следует обратить внимание на подачу горючего к карбюратору. Обычно перебои вызываются значительным обеднением или обогащением смеси.
Реже перебои вызываются: временным замыканием проводов на массу; неисправностью катушки зажигания (повреждение изоляции обмоток и короткое замыкание витков или замыкание обмотки на массу); неправильной установкой зажигания; заеданием в центробежном или вакуумном регуляторе опережения зажигания; повреждением металло-асбестовой прокладки между цилиндрами (перебои в двух смежных цилиндрах при отсутствии в них компрессии).
В ряде случаев перебои заметны лишь при определенном числе оборотов.
Перебои при малых оборотах холостого хода возможны вследствие частичного засорения системы холостого хода, плохого контакта проводов с аккумуляторной батареей и с приборами зажигания (окислены или слабо затянуты), неправильной регулировки холостого хода и понижения компрессии в некоторых цилиндрах.
Перебои при средних оборотах вызываются главным образом засорением главной дозирующей системы карбюратора.
Перебои при больших оборотах могут появиться вследствие большого зазора между контактами прерывателя, ослабления пружины рычажка, частичного засорения жиклеров главной дозирующей системы, слабой подачи горючего к карбюратору (засорены бензопроводы, фильтры, неисправен диафрагменный насос) и плохого контакта проводов с приборами зажигания.
Работа двигателя может прекратиться по различным причинам, каждую из которых можно определить по характерным признакам.
Если при снижении числа оборотов коленчатого вала двигателя были вспышки в карбюраторе, то можно предположить прекращение подачи горючего.
Легкий взрыв в глушителе является признаком прекращения работы системы зажигания (обрывы в цепях тока низкого или высокого напряжения). Кипение жидкости в радиаторе указывает на перегрев двигателя и заедание поршней в цилиндрах.
В некоторых случаях двигатель не работает только при определенном режиме.
Прекращение работы двигателя на больших оборотах (при бесперебойной работе на малых и средних оборотах) свидетельствует о недостаточной подаче горючего к карбюратору или о засорении главной дозирующей системы, а также жиклера мощности.
Двигатель глохнет при переходе от малых оборотов к большим. Причинами могут быть: засорение жиклеров главной позирующей системы или жиклера мощности, недостаточная подача горючего к карбюратору или слишком низкая температура охлаждающей жидкости двигателя, (следует прогреть на малых оборотах).
Иногда двигатель, устойчиво работающий на больших и средних оборотах, глохнет при снижении оборото в. В этом случае надо попытаться запустить двигатель, несколько больше открыв дроссельную заслонку и уменьшив поступление воздуха. Если двигатель начнет работать, но при малейшем снижении оборотов заглохнет, то возможно, что засорен или неправильно отрегулирован жиклер холостого хода или в цилиндры проникает посторонний воздух. Если после остановки двигатель не удается запустить, то неисправность надо искать в электрооборудовании: возможно, что отъединился провод от аккумуляторной батареи (на повышенных оборотах катушка зажигания получала ток от генератора), разрядилась батарея или перегорел амперметр.
Перегрев двигателя вызывает кипение охлаждающей жидкости в радиаторе и сопровождается потерей мощности, появлением запаха горелого масла. Последствия необнаруженного своевременно перегрева: заедание поршней и выплавление подшипников. Перегрев двигателя вызывают:
а) продолжительное движение на низших передачах, особенно по плохим дорогам и на крутых длинных подъемах; в этих условиях тепловой режим двигателя напряженный, а радиатор охлаждается недостаточно;
б) продолжительная езда при сильном попутном ветре; в этих условиях охлаждение радиатора значительно ухудшается;
в) неправильная установка зажигания или нарушение работы автоматов опережения; момент зажигания должен быть выбран водителем в зависимости от числа оборотов коленчатого вала и нагрузки двигателя; выгодно иметь возможно более ранний момент зажигания, не допуская, однако, появления стуков в двигателе;
г) ослабление натяжения ремня вентилятора, ухудшающее охлаждение жидкости в радиаторе;
д) недостаток жидкости в системе охлаждения и прекращение вследствие этого циркуляции, так как насос системы охлаждения, рассчитанный лишь на ускорение термосифонного кругооборота жидкости, не может поднять ее даже на небольшую высоту;
е) недостаток масла в картере двигателя, вследствие чего увеличивается трение, которое сопровождается выделением большого количества тепла;
ж) недостаточная подача масла насосом;
з) бедная смесь (медленно горит, пламя долго соприкасается со стенками цилиндров);
и) закупорка системы охлаждения (отложение накипи, загрязнение трубок радиатора);
к) замерзание воды в радиаторе и прекращение ее циркуляции;
л) поломка насоса системы охлаждения и ухудшение циркуляции жидкости;
м) отложение нагара в камере сгорания.
При понижении уровня жидкости в системе охлаждения из-за перегрева двигателя можно долить жидкость лишь тогда, когда двигатель остынет. Жидкость следует доливать при работающем двигателе (предварительно дав ему охладиться), чтобы она сразу смешалась с теплой, находящейся в двигателе.
Стуки в двигателе могут быть вызваны:
а) преждевременным воспламенением рабочей смеси, вызывающим противодавление в цилиндрах (воспламенение смеси может быть вызвано слишком ранним зажиганием, зажиганием смеси тлеющим нагаром, если он отложился на днищах поршней и на стенках камеры сгорания, и, наконец, перегревом двигателя);
б) износом поршневых пальцев и втулок;
в) износом шатунных и коренных подшипников.
Нагар, отложившийся в значительном количестве, может привести не только к воспламенению рабочей смеси, но и к детонации. Последствия детонации: в двигателе появляются звонкие металлические стуки, отработавшие газы окрашиваются в темный цвет частицами углерода, падает мощность и перегревается двигатель. Чтобы предупредить возникновение детонации в эксплуатационных условиях, следует:
а) своевременно удалять нагар со стенок камеры сгорания и днищ поршней;
б) не допускать перегрева двигателя;
в) правильно устанавливать момент зажигания;
г) применять горючее, предусмотренное для данного двигателя.
Стуки, возникающие из-за слишком раннего зажигания, детонации или перегрузки двигателя, носят временный характер. Они появляются преимущественно при повышенных нагрузках двигателя (вследствие замедления скорости движения автомобиля на подъемах и трудных участках пути). Чтобы устранить эти стуки при движении, следует прикрыть дроссельную заслонку, а если это не поможет, то перейти на низшую передачу: впоследствии отрегулировать зажигание.
Стуки, вызываемые износом поршневых пальцев и втулок, шатунных и коренных подшипников, слышны либо постоянно (при большом износе), либо только при увеличении нагрузки двигателя или резком изменении количества подаваемой горючей смеси.
Наиболее опасны стуки шатунных и коренных подшипников, в особенности если установлены тонкостенные вкладыши, которые легко могут быть разбиты: эти стуки свидетельствуют об износе или выплавлении баббита и об увеличении зазора между подшипниками и шейками коленчатого вала. Так как шатуны и шейки коленчатого вала испытывают при этом резкие удары в моменты изменения направления движения поршней, то последствия движения с разработанными подшипниками могут быть весьма тяжелыми: выкрашивание баббита, обрыв болтов нижней головки шатуна, что влечет обычно повреждение картера или блока цилиндров и прогиб коленчатого вала.
Определить характер и причины стуков в двигателе на слух и специальными приборами (стетоскоп) могут лишь опытные водители и автомобильные механики. Поэтому, если в пути будут отчетливо слышны стуки, не пропадающие при уменьшении опережения зажигания, переходе на низшую передачу или уменьшении подачи горючей смеси, водитель должен заглушить двигатель, сообщить в парк или вернуться в парк на буксире.
Стуки в двигателе могут быть также следствием: сильного износа поршней; слишком большого зазора между толкателем и стержнем какого-либо клапана; износа распределительных шестерен. Изношенные поршни вызывают в двигателе стук, особенно заметный первое время после запуска, когда двигатель еще недостаточно прогрелся. Увеличенный зазор между каким-либо толкателем и стержнем клапана (неправильная регулировка при сборке двигателя или износ) сопровождается металлическим стуком, ясно выделяющимся при любых оборотах коленчатого вала двигателя на общем фоне более спокойного и глухого шума остальных клапанов; этот стук пропадает после регулировки зазора. Стук, возникающий при износе распределительных шестерен, выделяется при изменении числа оборотов коленчатого вала двигателя, работающего на холостом ходу.
Характерны для двигателя и другие стуки: стук вала вентилятора и водяного насоса при значительном смещении в осевом направлении; стук вертикального приводного вала распределителя при больших зазорах в соединениях.
Давление в цилиндре во время такта сжатия можно определить при помощи специального манометра, соединяемого с камерой сгорания через отверстие для свечи. Отклонившаяся на некоторый угол во время такта сжатия стрелка манометра не должна быстро возвращаться в исходное положение; быстрое отклонение стрелки к нулю указывает на пропуск газов; место пропуска газов может быть определено по внешним признакам.
Для более точной проверки компрессии применяется компрессометр - манометр с обратным клапаном и со шлангом. Перед проверкой компрессии двигатель прогревают до нормальной температуры (80-85° Ц), после чего вывертывают все свечи. Наконечник шланга плотно вставляют в отверстие для свечи и повертывают (стартером или пусковой рукояткой) коленчатый вал на 10-12 оборотов; при этом компрессометр должен показать давление не меньше 6 кг/см2. Затем, нажав на кнопку обратного клапана выпускают из компрессометра воздух и такими же приемами проверяют компрессию в остальных цилиндрах двигателя.
Если давление в каком-либо цилиндре (или в нескольких цилиндрах) менее 5,3 кг/см2, то, чтобы проверить причину уменьшения компрессии, нужно залить в неисправный цилиндр 20-25 см3 масла (применяемого для двигателя) и снова проверить компрессометром; если давление повысилось, значит изношены поршневые кольца или стенки цилиндров; если давление не изменилось, неплотно прилегают клапаны.
Компрессию обязательно проверяют при каждом техническом обслуживании №3. При отсутствии компрессометра и специального манометра цилиндры с уменьшенной компрессией находят так: вывертывают все свечи, кроме свечи первого цилиндра, и вращают коленчатый вал пусковой рукояткой до тех пор, пока в этом цилиндре не закончится такт сжатия; потом свечу из этого цилиндра вывертывают, ставят ее по очереди в другие цилиндры и снова вращают коленчатый вал. Сравнивая затем величины усилий, затрачиваемых на преодоление компрессии в каждом отдельном цилиндре, определяют неисправные цилиндры.
Появление голубовато-серого дыма из вентиляционной трубки маслоналивного патрубка, если не предусмотрена специальная вентиляция картера через впускной коллектор, указывает на ненормальный зазор между поршнем и стенками цилиндра (износ стенок цилиндра, износ или пригорание колец); другие признаки этой неисправности: повышенный расход масла и выход светлосерого дыма из глушителя.
Неплотное прилегание клапанов влечет резкое снижение компрессии, обычно в отдельных цилиндрах; при этом, когда неплотно закрывается выпускной клапан, могут происходить выстрелы в глушителе, а когда неплотно закрывается впускной клапан, - вспышки в карбюраторе. При неплотном прилегании головки цилиндров к блоку (если повреждена прокладка головки блока или плохо затянуты гайки шпилек (болты) крепления головки) газы выходят как наружу, так и в рубашку охлаждения или в соседний цилиндр.
Если газы из цилиндра прорываются к наружному краю прокладки, то утечку легко обнаружить по пузырькам газа, появляющимся при смазывании края прокладки жидким маслом.
Места утечки газов между цилиндрами можно определить по потемневшим местам прокладки только тогда, когда снята головка; эта неисправность сопровождается потерей компрессии в двух смежных цилиндрах и перебоями в них. Утечка устраняется надлежащей затяжкой болтов или гаек, крепящих головку цилиндров, или заменой прокладки.
Неплотно завернутые свечи тоже пропускают газы. Признаки утечки те же, что и при неисправной прокладке головки цилиндров. Для прекращения утечки достаточно плотно завернуть свечи; в случае же недостаточной плотности соединений свечи ее надо заменить исправной.
Выстрелы в глушителе или при выходе из глушителя могут вызываться: переобогащением горючей смеси (из-за недостатка воздуха смесь полностью не сгорает в цилиндрах и взрывается при выходе из глушителя); неплотным закрытием выпускного клапана (при сжатии часть рабочей смеси выталкивается в выпускной коллектор и здесь поджигается горячими газами); пропусками в зажигании (при отсутствии искры невоспламенившаяся смесь при выпуске выталкивается в глушитель); слишком поздним зажиганием (смесь не успевает полностью сгореть к моменту открытия выпускного клапана).
Вспышки в карбюраторе могут происходить вследствие: чрезмерного обеднения горючей смеси (рабочая смесь не сгорает полностью к моменту открытия впускного клапана и, имея высокую температуру, поджигает свежую порцию смеси или, не воспламеняя ее, выталкивает обратно во впускной коллектор); неплотного закрытия впускного клапана (при вспышке часть горячих газов просачивается во впускную трубу и поджигает смесь, поступающую в один из цилиндров); чрезмерно позднего зажигания (смесь продолжает гореть в течение тактов рабочего хода и выпуска, а при открытии впускного клапана поджигает свежую порцию горючей смеси).
Вспышки в карбюраторе могут вызвать пожар в следующих случаях: карбюратор облит горючим; горючее разлито на брызговике, установленном между картером двигателя и рамой (вследствие неплотной посадки запорной иглы карбюратора, чрезмерного прикрытия воздушной заслонки при затяжном запуске двигателя, подтекания бензиновых трубок или отстойника).
Падение мощности двигателя может быть вызвано: чрезмерным обеднением или обогащением смеси; слишком поздним или ранним зажиганием; перегревом двигателя (уменьшение весового наполнения цилиндров в связи с расширением горючей смеси от нагревания и увеличением трения между трущимися частями); перебоями в работе двигателя; уменьшением компрессии в цилиндрах; засорением глушителя (торможение отработавших газов); переохлаждением двигателя.
Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |