Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел


24.3. Электрические дистанционные манометры, термометры и указатели уровня горючего

На рис. 148 приведена схема дистанционного манометра термоимпульсного типа, показывающего давление масла в системе смазки двигателя (ГАЗ-51, ЗИС-120, М-20).

Схема дистанционного манометра термоимпульсного типа
Рис. 148 - Схема дистанционного манометра термоимпульсного типа:
а - давления нет; б - максимальное давление; 1 - упругая пластинка; 2 - биметаллическая пластинка датчика; 3 - корпус датчика; 4 - обмотка; 5 и 6 - контакты; 7 - прокладка; 8 - диафрагма; 9 - обмотка; 10 - биметаллическая пластинка указателя; 11 - выключатель; 12 - сопротивление; 13 - аккумуляторная батарея.

Этот прибор состоит из указателя (или приемника), расположенного на щитке приборов автомобиля, и датчика, включенного в систему смазки.

В корпусе 3 датчика укреплена на кронштейне, изолированном от массы, биметаллическая пластинка 2 с обмоткой 4 и контактом 5; второй контакт 6 находится на упругой пластинке 1, соединенной с массой. Пластинка 1 опирается на выступ диафрагмы 8, края которой зажаты между прокладками 7 в корпусе датчика.

Обмотка 4 датчика последовательно соединена через сопротивление 12 с обмоткой 9 биметаллической пластинки 10 указателя, шарнирно соединенной (через рычажок) со стрелкой.

При включенном зажигании контакты выключателя 11 замыкают электрическую цепь манометра. Ток от аккумуляторной батареи 13, проходя по обмоткам 4 и 9, нагревает биметаллические пластинки 2 и 10. Нагреваясь, пластинка 2 изгибается, вследствие чего контакты 5 и 6 размыкаются; замыкаются контакты после того, как пластинка 2, охладившись, выпрямится, и т. д. Периодические замыкания и размыкания контактов 5 и 6 создают импульсы тока, обусловливающие степень нагревания биметаллической пластинки 10 указателя. Изгибание этой пластинки через рычажок передается стрелке, отклоняющейся по шкале от нулевого деления.

Если давления в системе смазки нет (например, когда двигатель не работает, а зажигание включено), то контакты 5 и 6 датчика размыкаются и замыкаются настолько часто и импульсы тока, посылаемого в указатель, настолько кратковременны, что пластинка 10 не успевает значительно нагреться, и стрелка устанавливается против нуля на шкале (рис. 148, а).

Когда давление масла увеличивается, диафрагма 8 прогибается, выгибает пластинку 1 и усиливает прижатие контактов 5 и 6. Поэтому увеличивается продолжительность замыкания контактов, а следовательно, и нагревание пластинки 2. Вследствие увеличения времени замкнутого состояния контактов увеличивается продолжительность импульсов тока, посылаемых датчиком в обмотку 9 указателя, а следовательно, увеличивается нагревание и степень изгибания пластинки 10; стрелка указателя соответственно отклонится на больший угол (рис. 148, б).

Сопротивление 12, включаемое последовательно с источниками тока, позволяет использовать прибор, рассчитанный на номинальное напряжение 6 в, на автомобилях, имеющих источники тока с номинальным напряжением 12 в.

На таком же принципе основана работа дистанционного термометра. Датчик, установленный в головке блока, посылает в электрическую цепь термометра импульсы тока разной продолжительности, обусловленной температурой охлаждающей жидкости.

Для определения уровня горючего в баке применяются указатели уровня горючего с электромагнитным приемником на щитке приборов и датчиком реостатного типа в баке (см. общую схему электрооборудования автомобиля ГАЗ-51, рис. 149).

Стрелка указателя УГ уровня горючего отклоняется по шкале электромагнитами в зависимости от положения поплавка 33 в бензиновом баке, соединенного с ползунком 35 реостата 34. В зависимости от уровня горючего и положения поплавка реостат пропускает в электромагниты 36 указателя ток большей или меньшей величины, соответственно чему и стрелка указателя отклоняется на больший или меньший угол.




Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел

Хостинг от uCoz