Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |
На рис. 149 приведена общая схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-51. Из этой схемы выделены частные схемы, которые помогают разобраться в соединениях и цепях тока отдельных элементов электрооборудования.
В частных схемах показано взаимное расположение и соединения генератора и аккумуляторной батареи, приборов системы зажигания и приборов системы освещения.
На рис. 150 отрицательный полюс батареи соединен с внешней цепью двумя проводами: а) толстым проводом 18, идущим к зажиму включателя стартера; б) тонким проводом 19, подходящим к амперметру. Положительный полюс батареи соединен с массой. Отрицательная щетка генератора соединена через изолированный зажим Я и провод 37 с зажимом Я реле-регулятора. Положительная щетка соединена с массой и через провод 39 - с корпусом реле-регулятора. Один конец обмотки возбуждения через изолированный зажим Ш и провод 38 соединен с зажимом Ш реле-регулятора, а другой конец - с массой.
Третий зажим Б реле-регулятора через провода 22 и 10, амперметр и провода 19 и 18 соединен с отрицательным полюсом батареи.
Цепь генератор - батарея. Когда контакты реле обратного тока сомкнуты, путь тока генератора в батарею: положительная щетка генератора - масса - положительный полюс батареи - отрицательный полюс батареи - провода 18 и 19 - амперметр А - провода 10 и 22 - реле-регулятор - провод 37 - отрицательная щетка генератора.
Цепи системы зажигания. При включении зажигания контактный треугольник 8 (рис. 151) соединяет провод 9, идущий к зажиму катушки зажигания, и провод 10. Провод 10 соединен с батареей через амперметр, провод 19, контакт 20 включателя стартера и провод 18.
При этом замыкаются цепи (см. рис. 149):
а) первичной обмотки катушки зажигания при сомкнутых контактах прерывателя;
б) электромагнитного указателя уровня горючего;
в) манометра и термометра термоимпульсного типа.
Если ток поступает во внешнюю цепь от батареи, то в первичной цепи он течет по следующему пути (рис. 151): положительный полюс батареи - масса - диск прерывателя - контакты прерывателя - провод 7 - первичная обмотка 14 катушки зажигания - сопротивление 13 - провод 9 - выключатель зажигания - провод 10 - амперметр - провод 19 - контакт 20 включателя стартера - толстый провод 18 - отрицательный полюс батареи.
В момент включения стартера контакты 17 и 16 соединяются и сопротивление 13 замыкается накоротко. В этом случае ток, пройдя первичную обмотку, возвращается в батарею по проводу 12 через контакты 17 и 16 включателя стартера, провод 11 и далее, как описано выше.
Ток вторичной цепи обмотки катушки зажигания течет по следующему пути: вторичная обмотка 15 - провод 6 высокого напряжения - центральный зажим 5 - скользящий контакт распределителя - раздаточная пластинка ротора 1 - боковой электрод 2 распределителя - провод 4 - свеча 3 - масса - вторичная обмотка (от массы во вторичную обмотку ток идет через аккумуляторную батарею, провод 18, контакт 20 включателя стартера, провод 19, амперметр, провод 10, выключатель зажигания, сопротивление 13 и первичную обмотку 14).
Схема соединения приборов системы освещения, выделенная из общей схемы электрооборудования автомобиля ГАЗ-51, показана на рис. 152.
В систему освещения этого автомобиля входят:
а) две фары Ф для освещения дороги, имеющие двухнитевые лампы с нитями ближнего и дальнего света;
б) два подфарника ПФ с малыми лампами;
в) задний фонарь ЗФ с двухнитевой лампой, одна из нитей которой служит для освещения заднего номера, а другая - сигналом "Стоп";
г) центральный переключатель ЦП для включения фар или подфарников одновременно с задним фонарем;
д) ножной переключатель НП для переключения ближнего света включенных фар на дальний и, наоборот, - дальнего на ближний; этот переключатель соединен с сигнальной лампой СД на щитке приборов, загорающейся при включении дальнего света;
е) лампочки ЛЩ щитка контрольно-измерительных приборов автомобиля;
ж) подкапотная лампа ПкЛ с отдельным выключателем;
з) переносная лампа (на схеме показан штепсель ШПл для включения этой лампы);
и) плафон Пл с переключателем ПО для освещения кабины автомобиля;
к) провода, соединяющие потребители системы освещения между собой и с источником тока;
л) предохранители ПП и ТП.
Тепловой предохранитель ТП включен в цепи ламп фар Ф и светового сигнала "Стоп". Плавкие предохранители ПП включены в цепи лампочки заднего фонаря ЗФ для освещения номерного знака, звукового сигнала ЗС и контрольно-измерительных приборов - указателей уровня горючего в баке, манометра и термометра.
Фары, подфарники и задние фонари включаются при помощи центрального переключателя ЦП, установленного на щитке приборов автомобиля. Центральный переключатель состоит из панели с зажимами для проводов системы освещения, которые при перемещении рукоятки с ползунком соединяются поочередно с проводом 21.
Когда рукоятка центрального переключателя ЦП находится в положении I, все цепи системы освещения разомкнуты; при положении II включаются лампы подфарников и заднего фонаря; при положении III включаются лампы фар и заднего фонаря.
Цепь тока ламп фар при питании током от аккумуляторной батареи: положительный полюс батареи АБ - масса - нить лампы фары Ф - провода 29 и 26 (или провода 28 и 27, в зависимости от того, какой свет включается - ближний или дальний) - ножной переключатель НП - провод 25 - центральный переключатель ЦП - провод 21 - тепловой предохранитель ТП - провода 22 и 10 - амперметр А - провод 19 - контакт 20 включателя стартера - провод 18 - отрицательный полюс батареи.
Цепь тока лампы заднего фонаря при питании током от аккумуляторной батареи: положительный полюс батареи АБ - масса - нить лампы заднего фонаря ЗФ - провод 23 - плавкий предохранитель ПП - провод 24 - центральный переключатель ЦП и далее к отрицательному полюсу батареи, как описано выше.
Те же цепи при питании их током от генератора читателю рекомендуется разобрать самостоятельно.
Цепь стартера при замыкании контактов включателя стартера (см. рис. 149): положительный полюс батареи - масса - положительные щетки стартера Ст - обмотка якоря - отрицательные щетки - обмотки возбуждения - включатель ВСт стартера - контакт 20 включателя стартера - толстый провод 18 - отрицательный полюс батареи.
В сигнальную систему входят (см. рис. 149):
а) звуковой сигнал ЗС с кнопкой КС;
б) световой сигнал "Стоп", состоящий из большой лампы в заднем фонаре ЗФ с включателем ВС.
Цепь звукового сигнала ЗС (см. рис. 149). При нажатии на кнопку КС ток течет по следующему пути: положительный полюс аккумуляторной батареи АБ - контакты прерывателя сигнала ЗС - обмотка электромагнита - провод 30 - плавкий предохранитель ПП - провода 31, 32, 19 - контакт 20 включателя стартера - провод 18 - отрицательный полюс батареи.
Контрольно-измерительные приборы (рис. 149):
а) амперметр А;
б) электромагнитный указатель уровня горючего УГ с датчиком ДУГ;
в) дистанционный термоимпульсного типа манометр с указателем УМ и датчиком ДМ;
г) термометр с указателем УТ и датчиком ДТ.
Цепи питания других потребителей и контрольно-измерительных приборов читателю рекомендуется разобрать самостоятельно.
Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |