Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел


15.2. Приборы системы питания дизелей горючим

Насос-форсунка

Насос-форсунки двигателя ЯАЗ-204 устанавливаются в головке цилиндров и приводятся в действие от распределительного вала.

В корпусе насос-форсунки установлена гильза 18 (рис. 90) с двумя отверстиями 4 и 21, расположенными на разной высоте. Через эти отверстия гильза сообщается с кольцевой впускной камерой 19. В гильзе находится плунжер 17, имеющий: кольцевую проточку 5 (рис. 91) с винтовыми кромками разной крутизны наклона; вертикальный канал 3, высверленный с торца и сообщающийся боковым сверлением 20 с кольцевой проточкой 5.

Насос-форсунка двигателя ЯАЗ-204
Рис. 90 - Насос-форсунка двигателя ЯАЗ-204:
1 - распылитель; 2 - рабочая полость; 3 - вертикальный канал; 4 - впускное отверстие; 5 - кольцевая проточка; 6 - съемный стакан; 7 - отводящий канал; 8 - шестерня; 9 - фильтр; 10 - отводящий ниппель; 11 - пружина толкателя; 12 - толкатель; 13 - подводящий ниппель; 14 - фильтр; 15 - рейка; 16 - подводящий канал; 17 - плунжер; 18 - гильза; 19 - впускная камера; 20 - боковые сверления; 21 - перепускное отверстие.
Схема работы насос-форсунки (фазы подачи горючего)
Рис. 91 - Схема работы насос-форсунки (фазы подачи горючего):
а - подачи нет; б - подача горючего; в - подача прекратилась; (Наименование деталей то же, что на рис. 90).

Горючее поступает в насос через подводящий ниппель 13 (см. рис. 90) и фильтр 14. По каналу 16 в корпусе горючее поступает во впускную камеру 19.

Избыток горючего через канал 7, фильтр 9 и отводящий ниппель 10 поступает в отводящую магистраль.

Когда плунжер находится в крайнем верхнем положении (рис. 91, а), рабочая полость 2 насоса сообщается с впускной камерой через отверстия 21 и 4, кольцевую проточку 5, сверление 20 и канал 3 в плунжере. Подкачивающий насос заставляет непрерывно циркулировать горючее через рабочую полость.

Когда при опускании плунжера верхняя кромка кольцевой проточки перекроет отверстие 4, а нижний конец плунжера - отверстие 21 (рис. 91, б), начнется впрыскивание горючего через распылитель 1, соединенный с корпусом насос-форсунки съемным стаканом 6.

Под давлением, создаваемым насосом, горючее отжимает контрольный клапан 2 (рис. 92), нагруженный пружиной 3 к упору 4 и через прорези в упоре подходит к распылителю 5. Из распылителя тонко распыленное горючее под высоким давлением впрыскивается через отверстия 6 в камеру сгорания.

Нижняя часть насос-форсунки двигателя ЯАЗ-204
Рис. 92 - Нижняя часть насос-форсунки двигателя ЯАЗ-204:
1 - пластинчатый клапан; 2 - контрольный клапан; 3 - пружина; 4 - упор; 5 - распылитель; 6 - распыливающие отверстия.

Клапан 2 и дублирующий его (при неплотной посадке клапана 2) пластинчатый клапан 1 являются обратными клапанами. Они не пропускают газы из камеры сгорания в насос-форсунку.

Подача горючего к распылителю прекратится, как только нижняя кромка кольцевой проточки откроет отверстие 21 (см. рис. 91, в). При этом горючее из рабочей полости будет перетекать во впускную камеру через канал 3 и сверление 20 в плунжере, кольцевую проточку 5 и отверстие 21; нагнетание горючего прекратится. Опускаясь дальше, плунжер совершает холостой ход (горючее продолжает перетекать из рабочей полости во впускную камеру).

Таким образом, верхняя кромка кольцевой проточки определяет начало впрыска горючего, а нижняя кромка - конец впрыска.

Плунжер, связанный с толкателем 12 (см. рис. 90), возвращается обратно под давлением пружины 11, сжимаемой при ходе нагнетания.

Продолжительность подачи и количество нагнетаемого в распылителе горючего изменяется путем поворота плунжера рейкой 15, установленной в корпусе насоса, и шестерней 8. Изменение вызывается тем, что кромки кольцевой проточки - винтовые и при повороте плунжера меняется их положение относительно отверстий 4 и 21. Таким образом, изменяется продолжительность закрытия этих отверстий, а вместе с тем увеличивается или уменьшается длина рабочего (нагнетательного) хода плунжера.

Так, например, когда рейка 15 (рис. 93) выдвинута из корпуса полностью, горючее не подается, так как верхняя кромка кольцевой проточки 5 не закроет отверстие 4, пока нижняя кромка не откроет отверстие 21 (рис. 93, а). Когда рейка 15 вдвинута в корпус насоса до отказа, происходит максимальная подача горючего, потому что отверстие 4 закрывается тотчас, как закроется отверстие 21 (рис. 93, г).

Схемы изменения подачи горючего насос-форсункой
Рис. 93 - Схемы изменения подачи горючего насос-форсункой:
а - подачи нет; б - малая подача; в - средняя подача; г - наибольшая подача; (Наименование деталей то же, что на рис. 90).

При промежуточном положении рейки поворот плунжера обеспечивает большую или меньшую подачу горючего (рис. 93, б и в).

Подкачивающий насос

Схема устройства и работы подкачивающего насоса коловратного типа показана на рис. 94.

Схема подкачивающего насоса
Рис. 94 - Схема подкачивающего насоса:
1 - выходной канал; 2 - ротор; 3 и 5 - лопатки; 4 - пружина; 6 - корпус насоса; 7 - входной канал; 8 - пружина перепускного клапана; 9 - перепускной клапан.

В корпусе 6 насоса вращается ротор 2, ось которого смещена относительно центра корпуса. В прорезях ротора расположены две подвижные лопатки 3 и 5, прижимаемые к стенке корпуса пружиной 4. Лопатки делят внутреннюю полость насоса на две камеры. При вращении ротора объем камеры со стороны выходного канала 1 уменьшается и горючее выдавливается из насоса; одновременно с этим объем камеры со стороны входного канала 7 увеличивается и насос всасывает горючее.

Перепускной клапан 9 предотвращает чрезмерное повышение давления при засорении фильтров, магистралей или при загустении горючего.




Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел

Хостинг от uCoz