Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |
Насос-форсунки двигателя ЯАЗ-204 устанавливаются в головке цилиндров и приводятся в действие от распределительного вала.
В корпусе насос-форсунки установлена гильза 18 (рис. 90) с двумя отверстиями 4 и 21, расположенными на разной высоте. Через эти отверстия гильза сообщается с кольцевой впускной камерой 19. В гильзе находится плунжер 17, имеющий: кольцевую проточку 5 (рис. 91) с винтовыми кромками разной крутизны наклона; вертикальный канал 3, высверленный с торца и сообщающийся боковым сверлением 20 с кольцевой проточкой 5.
Горючее поступает в насос через подводящий ниппель 13 (см. рис. 90) и фильтр 14. По каналу 16 в корпусе горючее поступает во впускную камеру 19.
Избыток горючего через канал 7, фильтр 9 и отводящий ниппель 10 поступает в отводящую магистраль.
Когда плунжер находится в крайнем верхнем положении (рис. 91, а), рабочая полость 2 насоса сообщается с впускной камерой через отверстия 21 и 4, кольцевую проточку 5, сверление 20 и канал 3 в плунжере. Подкачивающий насос заставляет непрерывно циркулировать горючее через рабочую полость.
Когда при опускании плунжера верхняя кромка кольцевой проточки перекроет отверстие 4, а нижний конец плунжера - отверстие 21 (рис. 91, б), начнется впрыскивание горючего через распылитель 1, соединенный с корпусом насос-форсунки съемным стаканом 6.
Под давлением, создаваемым насосом, горючее отжимает контрольный клапан 2 (рис. 92), нагруженный пружиной 3 к упору 4 и через прорези в упоре подходит к распылителю 5. Из распылителя тонко распыленное горючее под высоким давлением впрыскивается через отверстия 6 в камеру сгорания.
Клапан 2 и дублирующий его (при неплотной посадке клапана 2) пластинчатый клапан 1 являются обратными клапанами. Они не пропускают газы из камеры сгорания в насос-форсунку.
Подача горючего к распылителю прекратится, как только нижняя кромка кольцевой проточки откроет отверстие 21 (см. рис. 91, в). При этом горючее из рабочей полости будет перетекать во впускную камеру через канал 3 и сверление 20 в плунжере, кольцевую проточку 5 и отверстие 21; нагнетание горючего прекратится. Опускаясь дальше, плунжер совершает холостой ход (горючее продолжает перетекать из рабочей полости во впускную камеру).
Таким образом, верхняя кромка кольцевой проточки определяет начало впрыска горючего, а нижняя кромка - конец впрыска.
Плунжер, связанный с толкателем 12 (см. рис. 90), возвращается обратно под давлением пружины 11, сжимаемой при ходе нагнетания.
Продолжительность подачи и количество нагнетаемого в распылителе горючего изменяется путем поворота плунжера рейкой 15, установленной в корпусе насоса, и шестерней 8. Изменение вызывается тем, что кромки кольцевой проточки - винтовые и при повороте плунжера меняется их положение относительно отверстий 4 и 21. Таким образом, изменяется продолжительность закрытия этих отверстий, а вместе с тем увеличивается или уменьшается длина рабочего (нагнетательного) хода плунжера.
Так, например, когда рейка 15 (рис. 93) выдвинута из корпуса полностью, горючее не подается, так как верхняя кромка кольцевой проточки 5 не закроет отверстие 4, пока нижняя кромка не откроет отверстие 21 (рис. 93, а). Когда рейка 15 вдвинута в корпус насоса до отказа, происходит максимальная подача горючего, потому что отверстие 4 закрывается тотчас, как закроется отверстие 21 (рис. 93, г).
При промежуточном положении рейки поворот плунжера обеспечивает большую или меньшую подачу горючего (рис. 93, б и в).
Схема устройства и работы подкачивающего насоса коловратного типа показана на рис. 94.
В корпусе 6 насоса вращается ротор 2, ось которого смещена относительно центра корпуса. В прорезях ротора расположены две подвижные лопатки 3 и 5, прижимаемые к стенке корпуса пружиной 4. Лопатки делят внутреннюю полость насоса на две камеры. При вращении ротора объем камеры со стороны выходного канала 1 уменьшается и горючее выдавливается из насоса; одновременно с этим объем камеры со стороны входного канала 7 увеличивается и насос всасывает горючее.
Перепускной клапан 9 предотвращает чрезмерное повышение давления при засорении фильтров, магистралей или при загустении горючего.
Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |