Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |
По форме рабочих деталей тормоза бывают:
а) колодочные и ленточные;
б) барабанные и дисковые.
По расположению различают тормоза: а) колесные, действующие на тормозные барабаны, и б) центральные, действующие на силовую передачу автомобиля, а через нее - на колеса.
Схема устройства колодочного тормоза была приведена на рис. 227. Особенность устройства этого тормоза та, что обе колодки имеют общую неподвижную опору - ось 7, ввиду этого колодки изнашиваются неравномерно. Кроме того, нельзя регулировать опорные концы каждой колодки в отдельности для того, чтобы их накладки равномерно прилегали к тормозному барабану.
Поэтому колодочные тормоза выполняются чаще всего так, что каждая колодка шарнирно связана с отдельными опорами, как это показано на рис. 228 (автомобиль ГАЗ-51).
На опорном диске 2, неподвижно укрепленном на поворотных цапфах (или кожухах картера заднего моста), установлены две колодки 8 с накладками 7.
Накладки передней колодки (по движению автомобиля вперед) делаются длиннее, чем задней колодки (чтобы накладки изнашивались одинаково соответственно силе трения между каждой колодкой и барабаном).
Тормозные колодки имеют отдельные опоры для нижней и верхней частей. Нижняя часть колодок связана с опорным диском шарнирно посредством регулировочных пальцев 10 с эксцентриковыми шайбами 9, которые могут вращаться вместе с пальцами в отверстии полок колодок. Пальцы крепятся в отверстиях опорного диска гайками; выступающие концы пальцев имеют лыски для ключа и регулировочные метки. При правильной установке колодок с неизношенными накладками метки на пальцах должны быть обращены одна к другой.
Опорами для верхней части колодок являются эксцентрики 3; колодки прижимаются к ним пружиной 6. Боковое смещение колодок предотвращается скобами 1. В верхние концы колодок упираются толкатели 4 поршней 11 рабочего цилиндра 5 (тормоза с гидравлическим приводом).
Если поворачивать (после того как ослаблены контргайки) регулировочные пальцы 10 и эксцентрики 3, колодки смещаются, благодаря чему накладки 7 равномерно прилегают к тормозному барабану.
Для равномерного прилегания к тормозному барабану колодок, имеющих одну неподвижную опору, колодки соединяются с опорой шарнирными звеньями (автомобили ГАЗ-ММ, "Москвич").
На опорном диске 6 (рис. 229) установлены две колодки 1 с накладками 2, опирающиеся на разжимной кулак 9 и конический конец регулировочного болта 5. В отверстии кулака 9 помещен плавающий сухарь 10, находящийся между роликами 7, свободно посаженными на оси 8 колодок. На регулировочный болт 5 колодки опираются через стержни 4, шарнирно соединенные с колодками.
Если нажать на педаль тормоза, то движение ее будет передано через рычаги и тяги кулаку 9 и он вместе с сухарем 10 повернется на некоторый угол; нажимая на ролики 7, сухарь 10 раздвигает колодки, и они прижимаются накладками к барабану. Пружины 3 отводят колодки от барабана, когда педаль отпущена.
Так как опорные стержни 4 соединены с колодками шарнирно и расположены под некоторым углом один к другому в гнездах, имеющих больший диаметр, чем стержни, колодки при торможении несколько смещаются, самоустанавливаясь относительно тормозного барабана и равномерно прижимаясь через фрикционные накладки к его рабочей поверхности.
Зазоры между накладками колодок и барабаном регулируются коническим регулировочным болтом 5.
Для увеличения тормозного момента применяются тормозы с самоусилением (сервотормоза), у которых сила трения одной колодки о барабан увеличивает давление, прижимающее другую колодку к барабану.
Упрощенная схема такого тормоза, применяемого на автомобилях ГАЗ-67Б, приведена на рис. 230.
Неподвижной опорой для одних концов колодок 4 и 10 (рис. 230, а) является палец 3, установленный в опорном диске 5. На палец свободно надет овальным вырезом разжимной рычаг 1 с двумя выступами 2, находящимися между концами колодок. Благодаря овальному вырезу рычаг может перемещаться при торможении вместе с колодками. Другие концы колодок упираются в стержни 6 и 9 и через них в сухарь 7, установленный с зазором в гнезде 8 диска тормоза.
К пальцу 3 и сухарю 7 колодки прижимаются пружинами, причем пружины 12 колодки 4 значительно слабее пружин 11 колодки 10. Поэтому сильные пружины отжимают сухарь 7 в его гнезде в сторону колодки 4 со слабыми пружинами.
При торможении (рис. 230, б) разжимной рычаг 1 надавливает выступами 2 на концы колодок 4 и 10, из которых первой прижимается к тормозному барабану 13 колодка 4 (так как ее пружины более слабые). Сила трения заставляет эту колодку смещаться по ходу вращения тормозного барабана на величину зазора между сухарем 7 и его гнездом 8; поэтому сила, с какой колодка 4 давит на сухарь 7, передается через стержень 9 второй колодке 10, и давление колодки 10 на тормозной барабан 13 значительно повышается.
Такой тормоз при заднем ходе автомобиля не усиливает торможение, так как сухарь 7, отжимаемый более сильными пружинами в сторону колодки 4, не перемещается.
Устройство тормоза автомобиля ГАЗ-67Б сложнее, чем показано на рис. 230.
Опорный палец 3 (рис. 231) установлен во втулке 21, входящей в овальную прорезь пластины 14, прикрепленной к опорному диску 5. Втулка вместе с пальцем может перемещаться в этой прорези, если ослабить гайку, крепящую палец в опорном диске. Шейка опорного пальца 3, на которую опираются своими вырезами концы колодок, эксцентрическая. Такое устройство позволяет использовать опорный палец 3 при полной регулировке тормозов (после ремонта или разборки) для правильной установки колодок относительно тормозных барабанов.
Тормозные колодки приводятся в действие двумя рычагами: разжимным 1, надетым овальным вырезом на опорный палец 3, и приводным 16, свободно поворачивающимся на фланце того же пальца.
При торможении автомобиля трос 17, соединенный наконечником 18 с рычагом 16, поворачивает этот рычаг; надавливая на отогнутый выступ 15 разжимного рычага 1, рычаг 16 поворачивает рычаг 1, и тормозная сила передается через выступы 2 на колодки. По прекращении торможения рычаги возвращаются в исходное положение возвратной пружиной 19.
Конический сухарь 7 удерживается в гнезде опорного диска регулировочным винтом 20; при износе фрикционных накладок тормоза регулируются при помощи винта 20, а при полной регулировке (после разборки тормозов) используется также опорный палец 3.
На некоторых автомобилях (например, ЗИС-110) устанавливаются тормоза двустороннего действия.
Устройство ленточного внутреннего тормоза показано на рис. 232. На опорном диске заднего колеса установлена стальная лента 5, на наружную поверхность которой наклепана фрикционная накладка 1; концы ленты посредством двух звеньев 2 и серьги 3 шарнирно соединены с рычагом 8 вала тормоза. При повороте вала тормоза рычаг 8 через серьгу 3 и звенья 2 разводит концы ленты и прижимает ее к барабану. Отводят тормозную ленту от барабана три пружины 4, 6 и 7.
Схема устройства и работы центрального дискового тормоза показана на рис. 233. С концом ведомого (вторичного) вала 12 коробки передач (в других автомобилях - раздаточной коробки) жестко скреплен чугунный тормозной диск 7. По обеим сторонам диска установлены две фигурные колодки 6 и 9 с фрикционными накладками, шарнирно скрепленные с рычагами 14 и 17, которые могут поворачиваться вокруг неподвижных осей, установленных в кронштейне 8.
Нижние концы колодок стягиваются пружиной 18, причем отход верхних концов колодок от тормозного диска ограничивается двумя регулировочными болтами 5 и 10.
Рычаг 14 задней колодки соединен с приводным рычагом 1 шарнирно при помощи тяги 15, а рычаг 17 передней колодки 6 соединен с рычагом при помощи шарнира непосредственно.
При перемещении рычага 3 тормоза назад (по рис. 233 вправо) тяга 2 перемещает верхний конец рычага 1 вперед, а нижний конец - назад; одновременно тяга 15 тянет приводной рычаг 14 вперед, а рычаг 17 отходит назад; при этом колодки с фрикционными накладками прижимаются к тормозному диску; разводит колодки пружина 16.
Тормозные колодки регулируются изменением длины тяги 15 посредством гайки 13, а также регулировочными болтами 10 и 5 (с контргайками 11 и 4).
На рис. 234 показана схема устройства и работы центрального барабанного тормоза с наружной и внутренней колодками.
На карданном валу укреплен стальной тормозной барабан 7. Внутри барабана расположена колодка 9, а снаружи - колодка 2; колодки снабжены фрикционными накладками 4 и 5. Наружная колодка 2 подвешена на оси 6, укрепленной в кронштейне, причем ее положение относительно барабана регулируется винтом 1, ввернутым в неподвижный кронштейн. Внутренняя колодка 9 шарнирно соединена с рычагами 8 и 10; рычаг 8 связан эксцентриковым пальцем 3 с наружной колодкой также шарнирно, а рычаг 10 жестко скреплен (затянут болтами) с эксцентриковым пальцем 14 и рычагом 13 привода.
Когда водитель перемещает рычаг тормоза, тяга 11, поднимаясь, поворачивает рычаги 13 и 10 вокруг оси эксцентрикового пальца 14. При этом внутренняя колодка 9 прижимается к барабану 7 всей поверхностью фрикционной накладки; плотное прилегание колодки к барабану обеспечивается поворотом рычага 8. При дальнейшем движении тяги 11, после того как внутренняя колодка 9 прижмется к барабану, рычаг 13 начнет прижимать к барабану 7 наружную колодку 2, которая повернется вокруг оси 6.
Тормоза, действующие не на барабаны колес, а на силовую передачу, имеют ручной привод; они применяются главным образом для торможения автомобиля на стоянке и в экстренных случаях вместе с ножным приводом или самостоятельно в случае порчи последнего.
Следует иметь в виду, что при пользовании центральным тормозом:
1) получается меньший тормозной эффект, чем при пользовании тормозами колес, так как значение предельной тормозной силы уменьшается из-за неполного использования сцепного веса автомобиля, вследствие того что тормоз действует только на задние колеса (если передние не являются ведущими или привод к ним не включен);
2) при резком торможении перегружаются детали силовой передачи, что может привести к поломкам;
3) на скользкой дороге легко вызывается занос автомобиля, так как колеса вследствие наличия в ведущем мосту дифференциала могут вращаться в разные стороны.
Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |