Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |
В рулевом механизме чаще применяются следующие передаточные пары:
а) глобоидальный червяк (со специальной резьбой) и двугребневый или трехгребневый ролик; вместо ролика иногда применяется зубчатый сектор;
б) цилиндрический червяк и зубчатый сектор;
в) червяк и кривошип с одним или двумя шипами.
На рис. 221 показано устройство рулевого механизма, состоящего из глобоидального червяка и двугребневого ролика.
На верхнем конце трубчатого рулевого вала 5 укреплено рулевое колесо, а на нижний конец напрессован глобоидальный червяк 6, опорами которого служат два роликовых конических подшипника 3.
С нарезкой червяка находится в зацеплении двугребневый ролик 7, вращающийся на оси 1 в шариковых подшипниках 14; ролик установлен в вырезе вала 8, соединенного на мелких шлицах с рулевой сошкой 9. Вал 8 рулевой сошки опирается на бронзовую втулку 10 и роликовый подшипник 11.
Рулевой механизм помещается в картере 4, который заполняется маслом. Картер посредством фланца 15 с болтами крепится к продольной балке рамы, а снизу закрыт крышкой.
В данном рулевом механизме регулируются:
а) зазоры в подшипниках червяка при помощи прокладок 2, установленных под крышкой;
б) зазоры в зацеплении червяка с роликом посредством винта 13, ввернутого в боковую крышку 12; положение винта фиксируется стопорной шайбой, штифтом и гайкой.
На автомобилях ЗИС-150 применяется аналогичный рулевой механизм, но с трехгребневым роликом для увеличения угла поворота рулевой сошки при малой длине червяка. Когда колеса повернуты до отказа, тот или иной из крайних гребней ролика выходит из зацепления с червяком.
Зазоры в подшипниках червяка регулируются так же, как и на автомобилях ГАЗ-51, при помощи прокладок под нижней крышкой, а зазоры в зацеплении червяка с роликом - прокладками, установленными на выступающем из боковой крышки хвостовике вала рулевой сошки.
Рулевой механизм, состоящий из цилиндрического червяка и зубчатого сектора, показан на рис. 222 (автомобиль МАЗ-200). На нижний конец рулевого вала 6, вращающегося в двух конических роликовых подшипниках 1 и 7, напрессован цилиндрический червяк 2. Червяк находится в зацеплении со спиральными зубьями сектора 3.
Зубчатый сектор выполнен как одно целое с валом 9, вращающимся в двух игольчатых подшипниках 8 и соединенным на мелких шлицах с рулевой сошкой.
Зазоры в подшипниках червяка регулируются втулкой 5, ввернутой в горловину картера рулевого механизма, и прокладками 4; зазоры в зацеплении червяка с зубчатым сектором не регулируются в процессе эксплуатации.
Рулевой механизм, состоящий из червяка с кривошипом, показан на рис. 223 (автомобиль ЗИС-5М). На рулевой вал 9 напрессован червяк 5 с широкой нарезкой, вращающийся в шариковых подшипниках 3 и 7, установленных в картере 6 рулевого механизма. Во впадины нарезки входит шип 4 кривошипа 10; на мелкие шлицы вала кривошипа посажена рулевая сошка 8.
Зазоры в подшипниках червяка регулируются втулкой 1, удерживаемой стопорным болтом 2, а зазоры между шипом 4 и нарезкой червяка 5 - прокладками под крышкой 11 картера рулевого механизма.
Для увеличения угла поворота вала сошки и изменения передаточного числа, когда колеса повернуты в крайние положения, кривошип может быть снабжен не одним, а двумя пальцами, одновременно входящими в нарезку червяка. Нарезка червяка выполняется так, что при нейтральном положении колес (движение по прямой) рулевой механизм имеет меньшее передаточное число, чем в крайних положениях. Шипы могут быть как неподвижными, так и вращающимися в подшипниках.
Картер рулевого механизма крепится болтами к раме, а кожух рулевого вала зажимается в кронштейне, установленном в передней части кабины водителя.
Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |