Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |
Поврежденные острым предметом шины необходимо немедленно отремонтировать: нельзя двигаться со спущенной шиной, она станет негодной, так как боковины покрышки разрезаются острой закраиной обода.
Перед тем как закладывать камеру, покрышку нужно тщательно осмотреть снаружи и ощупать внутри. Гвоздь, стекло или другой предмет, проколовший камеру, следует удалить; внутри покрышку очистить от грязи и песка, насухо вытереть и припудрить тальком. Пробитое место покрышки временно заложить прокладкой (манжетой) из прорезиненной ткани (ободная лента или боковина старой покрышки), края прокладки срезать на нет, чтобы не перетерлась камера. По возвращении в парк нужно немедленно снять поврежденную шину и сдать ее для ремонта в вулканизационную мастерскую. На проколотую в пути камеру наклеивается резиновым клеем заплатка (так называемый "холодный" способ). Этот клей состоит из сырой резины, растворенной в бензине ("Калоша").
Чтобы заклеить поврежденную камеру, надо вырезать из куска старой камеры заплатку; зачистить рашпилем или крупной наждачной шкуркой склеиваемые поверхности, чтобы сделать их шероховатыми, а затем промыть их неэтилированным бензином (лучше всего авиабензином); нанести на склеиваемые поверхности тонкий и ровный слой клея, просушить их в течение 5-10 минут, затем еще раз намазать клеем. Снова просушив, наложить заплатку на поврежденное место, разгладить хорошенько, чтобы удалить воздух, и плотно прижать каким-либо грузом.
Еще лучше применять при ремонте проколотой камеры пиротехнические брикеты ("горячий" способ). В этом случае камеру, зачищенную, как указано выше, кладут на площадку специальной струбцинки, накладывают на поврежденное место заплатку из сырой резины и пиротехнический брикет, плотно прижимают его винтом струбцинки и поджигают. Выделяющееся при горении тепло нагревает резину, в течение 6-10 минут заплатка вулканизируется. Вынимают камеру из струбцинки только после того, как остынет обуглившийся брикет.
Учитывая, что на изготовление шин расходуется ценный материал - каучук, что стоимость шин составляет значительную долю эксплуатационных расходов и что срок службы шин в большой степени зависит от водителя, - последний обязан принимать все меры к тому, чтобы увеличить срок службы шин.
Сокращает срок службы шин:
а) ненормальное, особенно пониженное, внутреннее давление воздуха; спущенные шины при движении даже на короткое расстояние приходят в полную негодность; внутреннее давление в шинах должно точно соответствовать заводским данным (измеряется давление шинным манометром);
б) перегрузка шин (нагрузка автомобиля сверх нормального тоннажа и резкое торможение);
в) неправильные углы установки и схождения передних колес;
г) неправильный монтаж и демонтаж шин.
Ежедневно перед выходом из парка, а также при осмотрах автомобиля в пути и при всех видах технического обслуживания нужно:
а) осмотреть покрышки; даже при незначительном повреждении слоя ткани немедленно отдать покрышку в ремонт;
б) проверить манометром давление воздуха в шинах;
в) проверить крепление запасного колеса;
г) на стоянке не оставлять колеса автомобиля в воде и грязи на длительное время, а на пятнах от пролитого бензина, керосина или минерального масла даже на короткое время.
На каждой стоянке необходимо выполнять те работы, которые указаны выше, и, кроме того:
а) предохранять шины от длительного воздействия на них солнечных лучей;
б) немедленно удалять предметы (кирпичи, камни и т.п.), застрявшие между двойными скатами задних колес; чтобы удалить предмет, нужно ослабить гайки, удерживающие наружное колесо; выбивать предмет молотком недопустимо.
По возвращении в парк водитель обязан:
а) вымыть и насухо протереть шины;
б) немедленно устранить обнаруженные неисправности шин или сдать шины в ремонт.
При ТО-1, ТО-2 и ТО-3 нужно проверять состояние вентилей.
Запасные камеры нужно хранить на автомобиле отдельно от инструмента; их необходимо свернуть и покрыть холщовой материей или дерматином.
Согласно инструкциям заводов (обычно при ТО-3) шины на колесах следует переставлять в целях более равномерного износа. На рис. 218 показаны схемы перестановок шин на колесах автомобилей: а - двухосного с односкатными колесами, б-двухосного с двускатными задними колесами, в - трехосного с односкатными колесами, г - трехосного с двускатными колесами среднего и заднего мостов.
При замене шин целесообразно устанавливать новые шины на задние колеса, а ремонтированные - на передние. Однако нельзя ставить на передние колеса ненадежные камеры или покрышки с поврежденным каркасом, так как при большой скорости движения может произойти авария и даже катастрофа.
Очень важно правильно смонтировать шины на ободе колеса. При монтаже шин необходимо соблюдать следующие правила: перед вкладыванием камеры в покрышку слегка натереть камеру и внутреннюю поверхность покрышки тальком, чтобы уменьшить трение между покрышкой и камерой; если обод плоский, обязательно вложить в покрышку ободную ленту, чтобы предохранить камеру от повреждения неровностями обода; пользуясь лопаткой при надевании и снятии шины, при глубоком ободе нельзя прилагать к ней слишком больших усилий, чтобы не оборвать стального троса, вложенного в крылья покрышки.
При непродолжительном ремонте автомобиля (несколько дней) необходимо понизить давление в шинах и приподнять колеса над полом (разгрузить колеса), подставив под оси автомобиля невысокие козелки. При более длительном ремонте нужно снять шины с колес и сдать их на хранение.
Резервные покрышки и камеры нужно хранить в сухом, затемненном, хорошо вентилируемом помещении, при температуре 5-15°Ц. Покрышки следует ставить на стеллажи вертикально, а камеры хранить в покрышках или подвешивать на деревянные кронштейны, накачав предварительно до нормальных размеров.
Наиболее распространенные неисправности колес - погнутость закраин ободов, разработка отверстий для шпилек крепления колес и искривление диска или обода колеса. Каждая из указанных неисправностей устраняется путем ремонта.
Техническое обслуживание колес заключается:
а) в ежедневной (перед выходом из парка, при осмотрах в пути и при техническом обслуживании) проверке затяжки шпилек и гаек, крепящих колеса; при слабой затяжке шпилек и гаек могут срезаться шпильки и разработаться отверстия в диске колеса (состояние шпилек и гаек проверяется при ТО-1, ТО-2 и ТО-3);
б) в проверке состояния закраин ободов - не помяты ли они, нет ли заусенцев, ржавчины (при ТО-1, ТО-2 и ТО-3); замеченные дефекты надо немедленно устранить; ободы после очистки от ржавчины необходимо покрыть тонким слоем краски.
Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |