Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |
Наиболее распространены дисковые колеса, состоящие из стального штампованного диска и приваренного или приклепанного к нему обода.
Диски применяются как сплошные, так и с несколькими отверстиями для уменьшения веса колеса, удобства монтажа и доступа к вентилю. В легковых автомобилях отверстия в дисках иногда доходят почти до обода, в результате чего получаются колеса с широкими фасонными спицами.
К ступице колеса крепятся несколькими специальными гайками с коническими заточками с внутреннего торца. Чтобы гайки не отвертывались самопроизвольно, на шпильках ступиц правых и левых колес обычно нарезается разная резьба. Гайки с правой резьбой (правые колеса) завертываются по ходу часовой стрелки, а с левой резьбой (левые колеса) - против хода часовой стрелки (автомобили ЗИС-150, ГАЗ-51).
Задние оси грузовых автомобилей испытывают большую нагрузку (от веса груза), поэтому они имеют обычно двойные колеса.
Крепление двойных колес к ступицам показано на рис. 215. В ступице колеса установлены шпильки 1. На шпильках крепится специальными гайками 3 с внутренней и наружной резьбой диск 2 внутреннего колеса. Диск 4 наружного колеса крепится гайками 5, навинчиваемыми на наружную резьбу гаек 3 внутреннего колеса.
На легковых автомобилях (например, М-20, ГАЗ-67Б и др.) применяются почти исключительно неразъемные ободы (рис. 216), имеющие кольцевое углубление 1 (глубокий обод). Надевая покрышку, нужно завести ее крыло 2 с одной стороны в углубление обода так, чтобы с противоположной стороны крыло покрышки перешло через закраину 3 обода.
На колесах грузовых автомобилей применяется обычно плоский разборный обод. У этого обода одна закраина постоянная, а другая - съемная, выполняемая цельной или разрезной.
На рис. 217 показан плоский обод колеса со съемной закраиной и стопорным кольцом. Съемная закраина 3 свободно надета на обод 1 и закреплена разрезным стопорным кольцом 4, входящим в выемку обода и удерживающим закраину 3 выступающей частью. Чтобы снять покрышку с обода, нужно сдвинуть закраину 3 внутрь обода, развести лопаткой концы кольца 4 и вынуть его из выемки. После этого легко снять закраину 3 и покрышку.
В других конструкциях автомобилей (например, ГАЗ-ММ) съемная закраина выполнена разрезной. Она сама входит в выемку обода и плотно прижимается к ней давлением воздуха в шине. Чтобы снять шину (с выпущенным воздухом), надо сдвинуть крыло покрышки внутрь обода, а концы разрезной закраины раздвинуть лопаткой, после этого вынуть закраину из выемки обода и снять покрышку.
Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |