Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |
Колеса снабжаются пневматическими шинами для уменьшения толчков, воспринимаемых автомобилем от мелких неровностей пути.
Пневматическая шина (рис. 211) состоит из покрышки, камеры и ободной ленты (для плоских ободов, см. ободную ленту 2 на рис. 217).
Снаружи в покрышке различают три основные части: беговую часть, боковые стенки и бортовую часть. Покрышка изготовляется из нескольких слоев специальной прорезиненной ткани (корда), образующей каркас 3 покрышки с бортами. Для защиты каркаса от механических повреждений на верхнюю часть боковых стенок накладывается толстая полоса резины, называемая протектором (беговой частью) 5. Для лучшего сцепления с полотном дороги и уменьшения скольжения на наружной поверхности протектора имеются канавки, расположенные под разными углами к оси покрышки.
Расположение канавок на протекторе ("рисунок" протектора) бывает самым различным (см. рис. 211, 216, 217). Для автомобилей повышенной проходимости, работающих в тяжелых дорожных условиях и вне дорог, выпускаются специальные шины с грунтозацепами типа "вездеход" (рис. 212). Такие шины устанавливают на колеса так, чтобы стрелки на боковинах покрышек были направлены в сторону вращения колес. Если стрелок на покрышках нет, а грунтозацепы выполнены в виде углов, направленных в одну сторону, покрышки надо устанавливать на ободе так, чтобы вершины углов грунтозацепов были обращены в сторону вращения колес. Это необходимо для того, чтобы грунт не забивал канавки между грунтозацепами.
Шины высокой проходимости целесообразно применять только вне дорог, главным образом на мягких грунтах, при движении по рыхлой снежной целине или по слабо уплотненному снегу.
В остальных случаях, в особенности на дорогах с твердым покрытием, не следует применять эти шины, так как они менее эластичны, чем обычные шины, и вибрируют во время работы, ускоряя износ протектора, подшипников колес и деталей рулевого управления. На сухом льду или плотно укатанном снегу многие шины "вездеход" (в зависимости от "рисунка" протектора) чаще вызывают буксование колес, чем обычные шины с "универсальным" протектором.
Соединяет протектор с каркасом и амортизирует удары, воспринимаемые покрышкой, подушечный слой (подпротектор) 4 (см. рис. 211), состоящий из одной-двух полос прорезиненной ткани и резины. На ободе колеса покрышка удерживается бортовой частью 6, основой которой является крыло 7 с сердечником 8, обернутым матерчатой лентой. Сердечник представляет собой кольцо из проволоки или прорезиненной проволочной плетенки.
Камера 2 - это замкнутый рукав из резины, накачиваемый воздухом; вентиль камеры пропускает воздух из насоса внутрь камеры, но не выпускает его из камеры.
Ободная лента 1 представляет собой кольцевую резиновую прокладку между камерой и покрышкой с отверстием для вентиля. Назначение ободной ленты - препятствовать истиранию камеры об обод колеса и повреждению ее бортами покрышки.
Вентиль состоит из металлического корпуса 9 (рис. 213), нижняя часть которого снабжена фланцем 12 и гайкой 10 с двумя шайбами 11; между шайбами по всей окружности зажимаются края отверстия камеры, в которое вставляется вентиль. Во многих камерах корпус 13 вентиля - резиновый; он привулканизирован к камере 14.
В корпусе 9 вентиля находится золотник, являющийся обратным воздушным клапаном; он состоит из ниппеля 2 с конической уплотнительной втулкой 3, имеющей по окружности резиновое кольцо 4; клапана 5, жестко скрепленного со стержнем 6; пружины 7, установленной между клапаном 5 и направляющим колпачком 8. Ниппель 2, ввернутый в корпус вентиля, плотно прижимает резиновое кольцо втулки 3 к стенкам конической выточки корпуса вентиля и препятствует утечке воздуха через резьбу ниппеля. При этом резиновая шайба клапана 5 прижимается сжатой пружиной 7 к острым краям втулки 3, запирая выход воздуха из камеры через зазоры между отверстием втулки 3 и стержнем 6.
Воздух из насоса, проходя через зазоры между отверстием втулки 3 и стержнем 6, отжимает вниз клапан 5 и поступает внутрь камеры. Когда воздух в шину накачан, на корпус вентиля навертывается колпачок-ключ 1 для завертывания и отвертывания золотника. Внутри колпачка-ключа имеется резиновая прокладка, закрывающая верхнее отверстие корпуса вентиля.
Различают шины высокого давления и шины низкого давления.
Шины низкого давления отличаются от шин высокого давления (соответствующих размеров) большей воздушной подушкой, более тонкими боковыми стенками и менее массивной бортовой частью и, как правило, более низким давлением воздуха.
Вследствие малого внутреннего давления шины низкого давления очень эластичны и поэтому почти полностью поглощают толчки от мелких неровностей дороги. Большой объем воздуха в шине (воздушная подушка) препятствует ударам обода колеса о дорогу, а тонкие станки покрышки способствуют значительному прогибу покрышки; при этом слои ткани не расслаиваются и не перетираются. Указанными достоинствами объясняется исключительное применение шин низкого давления для легковых автомобилей и широкое распространение их на грузовых автомобилях и автобусах.
Размер шин обозначается обычно в дюймах двумя числами, из которых одно (меньшее) указывает ширину профиля шины (при определении торговых размеров шин условно принимают, что ширина профиля шин равна его высоте), а другое (большее) - диаметр обода колеса, на который монтируется шина; иногда вместо диаметра обода указывается внешний диаметр покрышки (рис.214).
Шины низкого давления можно отличить от шин высокого давления по обозначению профиля; на шинах низкого давления профиль обозначается на боковине покрышки целым числом с десятичной дробью или с нулями, а на шинах высокого давления - целым числом или числом с простой дробью.
На покрышках шин низкого давления сначала указывается размер профиля, а затем, после знака "-" (тире), диаметр обода; на покрышках шин высокого давления первое число обозначает ее внешний диаметр, затем следует знак умножения (X) и второе число, указывающее размер профиля.
Например, числа 7,50-20 на шине обозначают: шина низкого давления с профилем в 7,5 дюйма для монтажа на обод диаметром 20 дюймов; числа 34X7 на шине обозначают, что шина высокого давления, внешний диаметр ее 34 дюйма и профиль шины 7 дюймов.
На один и тот же обод могут монтироваться шины различного профиля, близкого к размеру основного.
На боковинах наносятся следующие обозначения: размер, завод-изготовитель, месяц и год изготовления, серийный номер покрышки, число слоев корда в каркасе, знак, указывающий направление вращения (в случае направленного "рисунка" протектора). Например, обозначения "ЯVII50 536782" расшифровываются так: "Ярославский шинный комбинат, июль 1950 года, серийный номер 536782".
В пути шины накачиваются при помощи ручного насоса или компрессора, имеющегося на некоторых грузовых автомобилях, например, ЗИС-5М.
Компрессор имеет обычно шестеренчатый привод от коробки передач и может включаться только при неработающем двигателе или работающем на малых оборотах c предварительным выключением сцепления. Компрессор нормально подает воздух при 800-900 об/мин коленчатого вала двигателя.
В автомобилях, имеющих пневматический привод тормозов (МАЗ-200, ЗИС-150), шины накачиваются сжатым воздухом из резервуара (ресивера) пневматического привода тормозов.
Перед тем как накачивать шины, нужно отвернуть колпачок-ключ 1 (см. рис. 213) вентиля и ослабить пружину клапана 5, немного вывернув ниппель 2 при помощи колпачка-ключа 1. Затем плотно надеть конец шланга насоса на шейку корпуса вентиля, а если шланг снабжен специальным наконечником, то надежно закрепить наконечник. По окончании накачивания плотно, но без излишнего усилия, завернуть ниппель и навернуть на вентиль колпачок-ключ.
Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |