Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |
Устройство распределителя наиболее распространенного типа показано на рис. 127 и 128.
Прерыватель, периодически размыкая и замыкая электрическую цепь, создает вокруг первичной обмотки катушки зажигания изменяющийся магнитный поток, в результате чего во вторичной обмотке катушки возбуждается ток высокого напряжения.
Устроен прерыватель следующим образом.
На подвижном металлическом диске 4, находящемся в корпусе 29, установлена пластина 22, на отогнутой части которой укреплен неподвижный контакт 21. Второй контакт 20 - подвижный - укреплен на рычажке с текстолитовой колодкой 17, свободно сидящей на оси 16. Рычажок снабжен плоской пружиной 19, которая держит контакты прерывателя замкнутыми.
В вырезе пластины 22 находится эксцентрик 7, позволяющий изменять положение пластины относительно контакта 20; стопорный винт 23 закрепляет пластину в нужном положении.
Диск 4 и пластина 22 с неподвижным контактом соединены с массой; рычажок с подвижным контактом 20 через пружину 19, провод и зажим 5 соединяется проводом с первичной обмоткой катушки зажигания.
Контакты прерывателя размыкаются кулачком 6 с шестью (или четырьмя - по числу цилиндров) выступами. Кулачок напрессован на втулку, соединенную с приводным валом 32, который получает вращение от распределительного вала через промежуточный валик (в двигателе ЗИС-5М - от приводного вала насоса системы охлаждения). При вращении приводного вала и кулачка 6 выступы его, набегая на пятку текстолитовой колодки 17, поворачивают рычажок вокруг оси 16, вызывая тем самым размыкание контактов прерывателя и разрыв цепи первичной обмотки катушки зажигания.
Как только выступ кулачка сойдет с колодки рычажка, пружина 19 повернет рычажок в исходное положение; контакты прерывателя сомкнутся, и цепь первичной обмотки снова окажется замкнутой.
Параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 3; он помещен в металлический футляр и укреплен на корпусе распределителя. Одна обкладка конденсатора соединяется через массу с неподвижным контактом, а другая обкладка с подвижным контактом через зажим 5, провод и пружину 19.
Распределитель тока высокого напряжения распределяет ток по свечам цилиндров двигателя в соответствии с порядком их работы.
Ротор 9 изготовлен из материала (обычно карболит), не проводящего ток, и установлен на втулку кулачка прерывателя. Для передачи вращения и фиксирования ротора в определенном положении он соединяется с втулкой выступом, входящим в вырез втулки. В верхней части ротора находится раздаточная пластина 14.
В центре карболитовой (или из других пластмасс) крышки 11 имеется контактный зажим 12 для провода высокого напряжения от катушки зажигания; по окружности крышки расположены шесть (или четыре - по числу цилиндров) электродов 8 с контактными зажимами 10 для проводов к запальным свечам.
Ток от центрального контакта подводится к ротору посредством угольного стержня 13, от которого ток через раздаточную пластину 14 и воздушный промежуток проскакивает в виде искры на электроды 8. Крышка распределителя крепится на корпусе 29 пружинящими защелками 18, причем положение ее относительно корпуса фиксируется вырезом, охватывающим штифт в корпусе.
Распределители современных автомобилей снабжаются специальными регуляторами - центробежным и вакуумным, автоматически изменяющими момент появления искры в свече соответственно режиму работы двигателя, и приспособлениями для изменения момента появления искры вручную применительно к октановому числу горючего (октан-селектор); их устройство и действие описаны в разделе 6 "Опережение и установка зажигания" этой главы.
Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |