Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел


12.2. Впускные и выпускные коллекторы

Впускной коллектор соединяет карбюратор с впускными отверстиями цилиндров; по этому коллектору в цилиндры поступает горючая смесь. Выпускной коллектор соединяет цилиндры с атмосферой через выпускные отверстия, трубу и глушитель; через глушитель отработавшие газы удаляются из цилиндров.

Для равномерного наполнения цилиндров горючей смесью и уменьшения сопротивлений впускные коллекторы изготовляются обычно с двумя (у четырехцилиндровых двигателей) или с тремя (у шестицилиндровых двигателей) ответвлениями симметричной формы. Поэтому камеры впускных клапанов смежных цилиндров соединены вместе внутри блока цилиндров.

В четырехцилиндровых двигателях применяются также впускные коллекторы с четырьмя ответвлениями от центра трубы к каждому цилиндру.

В шестицилиндровых двигателях встречаются коллекторы с четырьмя ответвлениями, причем крайние ответвления обслуживают по два цилиндра (1 и 2, 5 и 6), а средние - по одному цилиндру (З и 4).

При плохой испаряемости горючего и низкой температуре воздуха, поступающего в карбюратор, необходимо подогревать смесь, чтобы горючее наиболее полно испарилось до поступления в цилиндры. Однако чрезмерно подогревать горючую смесь нецелесообразно: расширяется смесь, уменьшается весовое наполнение цилиндров и в результате падает мощность двигателя.

Для подогревания смеси впускной и выпускной коллекторы некоторых двигателей (ГАЗ-ММ) соединены в средней части фланцами с болтами; через фланцы тепло передается от выпускного коллектора к впускному.

Чаще выпускной коллектор имеет в средней части камеру, через которую проходит впускной коллектор, омываемый горячими отработавшими газами (двигатели ГАЗ-51, ЗИС-120, М-20). При таком способе степень подогрева смеси можно регулировать. Поворачивая сектор 2 (рис. 82), закрепленный на оси заслонки 1, можно изменять количество газов, омывающих впускной коллектор. В зависимости от этого регулируется подопрев горючей смеси. В одном крайнем положении сектора ("Лето", рис. 82, б) заслонка пропускает отработавшие газы, и они, минуя камеру 3 подогрева, выходят в глушитель; в другом крайнем положении ("Зима", рис. 82,а) заслонка занимает вертикальное положение, и поэтому отработавшие газы попадают в камеру 3 подогрева; так обеспечивается необходимый подогрев смеси.

Схема подогрева горючей смеси с ручной регулировкой (автомобиль ГАЗ-51)
Рис. 82 - Схема подогрева горючей смеси с ручной регулировкой (автомобиль ГАЗ-51):
а - наибольший подогрев; б - наименьший подогрев; 1 - заслонка; 2 - сектор; 3 - камера подогрева.

Схема автоматического подогрева горючей смеси посредством термостата с биметаллической спиралью (биметаллическая спираль - лента из двух разнородных металлов с различными коэффициентами теплового расширения) показана на рис. 83 (автомобиль М-20). В выпускном коллекторе 4 установлена заслонка 1, на оси которой закреплены конец биметаллической спирали 2 и противовес 3. Второй конец спирали закреплен неподвижно.

Схема подогрева горючей смеси с автоматической регулировкой (автомобиль М-20)
Рис. 83 - Схема подогрева горючей смеси с автоматической регулировкой (автомобиль М-20):
а - при работе холодного двигателя; б - после прогрева двигателя; 1 - заслонка; 2 - спираль; 3 - противовес; 4 - выпускной коллектор; 5 - камера подогрева; 6 - впускной коллектор.

На непрогретом двигателе заслонка 1 открыта (рис. 83, а), ее удерживает спираль 2. Поэтому горячие отработавшие газы направляются в камеру 5 подогрева, обтекая впускной коллектор 6.

После прогрева двигателя спираль 2 закручивается, противовес 3 закрывает заслонку 1 (рис. 83, б). Отработавшие газы, не попадая в камеру 5 подогрева, выходят в выпускую трубу и в глушитель.




Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел

Хостинг от uCoz