Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |
Клапаны закрывают и открывают каналы, соединяющие цилиндры с впускным или выпускным коллектором.
Клапаны изготовляются из легированной стали, они состоят из головки 4 (рис. 40) и стержня 5. Края головки, обработанные с нижней стороны под углом 45° или 30° на конус, образуют рабочую поверхность клапана. Рабочей поверхностью клапан соприкасается с коническим седлом отверстия впускного или выпускного канала, выполненного в теле блока цилиндров (при нижнем расположении клапанов) или головки цилиндров (при верхнем расположении клапанов). Иногда, чтобы повысить стойкость против выгорания, для выпускных клапанов применяются жароупорные вставные седла 1 (см. рис. 37), изготовленные из специального чугуна (двигатели ГАЗ-51 и М-20).
Впускные и выпускные клапаны делаются обычно из стали разных сортов соответственно различным температурным условиям их работы (например, клапаны двигателей ГАЗ-51, ЗИС-120, М-20). Кроме того, чтобы улучшить наполнение цилиндров горючей смесью, диаметр головок впускных клапанов делается у большинства двигателей больше диаметра головок выпускных (двигатели ГАЗ-51, М-20 и др.).
Стержень клапана пропускается через сверление в теле клапанной коробки или головки цилиндров, в которое вставляется или запрессовывается чугунная втулка 3 (рис. 37) или 6 (рис. 40), направляющая движение клапана.
Герметичность закрытия клапана достигается давлением пpyжины 3 на опорную тарелку клапана и тщательной притиркой рабочей поверхности клапана к его седлу.
Одним концом пружина упирается в блок цилиндров (при нижнем расположении клапанов) или головку цилиндров (при верхнем расположении клапанов), а другим концом - в опорную тарелку 8, укрепленную на стержне клапана.
Тарелка соединяется со стержнем клапана одним из следующих способов:
а) тарелка 6 (рис. 37) опирается на два сухаря 5, вставленные в кольцевую выточку на конце стержня клапана (например, двигатели ГАЗ-51, М-20);
б) тарелка 8 (рис. 40) удерживается чекой 7, вставленной в отверстие в стержне клапана (двигатель ЗИС-120);
в) тарелка опирается на конический утолщенный конец стержня клапана; направляющая втулка клапана делается в этом случае разрезной (двигатель ГАЗ-ММ).
Толкатели передают давление кулачков распределительного вала клапанам.
Толкатели 11 (рис. 40) представляют собой короткие чугунные или стальные стержни; нижней частью, выполненной в виде плоской или слегка выпуклой тарелки, они опираются на кулачки 15 распределительного вала 17.
Для плотной посадки клапана в седло при износе или при удлинении от нагревания стержня клапана между толкателем и стержнем оставляют зазор в пределах 0,20-0,45 мм.
Величина зазора регулируется ввернутым в верхнюю часть толкателя регулировочным винтом 9 (рис. 40) или 7 (рис. 37). Регулировочный винт фиксируется контргайкой 10 (рис. 40) или 8 (рис. 37). В некоторых двигателях (например, ГАЗ-ММ) толкатели не имеют регулировочных приспособлений, поэтому зазоры в клапанах в процессе эксплуатации не регулируются.
Толкатели находятся в чугунных направляющих, которые отливаются заодно с блоком цилиндров (двигатели ГАЗ-51, М-20, ГАЗ-ММ и др.) или выполняются в виде групповых отливок 2 (рис. 40), привернутых к блоку болтами (двигатель ЗИС-120), или в виде отдельных втулок, запрессованных в блок цилиндров.
При верхнем расположении клапанов с приводом от нижнего распределительного вала (см. рис. 38) для регулировки зазоров в короткое плечо коромысла 7 ввернут палец 4 с контргайкой 5.
Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |