Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |
Вести автомобиль по прямой сравнительно несложно, но даже на дороге с хорошим верхним покрытием не следует двигаться долгое время с предельной скоростью, так как при этом:
Автомобиль нельзя остановить мгновенно. С того момента, как начнут действовать тормоза, он пройдет до полной остановки некоторое расстояние - путь торможения.
Движение с повышенными скоростями представляет значительную опасность, потому что при возрастании скорости движения вдвое путь торможения увеличивается примерно вчетверо, при возрастании скорости втрое - увеличивается в девять раз и т.д. Ниже для ориентировки в табл. 7 приведен путь торможения для разных дорог, при различных скоростях движения автомобиля, имеющего исправные тормоза, действующие на все колеса.
Скорость к началу торможения в км/час | Путь за 1 сек. в м | Путь торможения в м | |||
---|---|---|---|---|---|
сухие асфальт и шоссе | мокрые асфальт и шоссе | снежная дорога | гололедица | ||
5 | 1,39 | 0,16 | 0,24 | 0,49 | 0,65 |
10 | 2,78 | 0,65 | 0,97 | 1,96 | 2,62 |
15 | 4,17 | 1,47 | 2,22 | 4,43 | 5,91 |
20 | 5,56 | 2,6 | 3,9 | 7,9 | 10,5 |
30 | 8,33 | 5,9 | 8,8 | 17,7 | 23,6 |
40 | 11,11 | 10,5 | 15,7 | 30,5 | 41,9 |
50 | 13,89 | 16,4 | 24,6 | 49,2 | 65,5 |
70 | 19,44 | 32,1 | 48,2 | 96,3 | 124,4 |
100 | 27,78 | 65,5 | 98,3 | 196,7 | 255,5 |
Кроме типа и состояния дороги, на длину пути торможения влияют наклон дороги, тип и степень износа протектора шин.
Значительно увеличивают путь торможения неисправные тормоза, а также ручной тормоз, действующий у большинства автомобилей непосредственно или через силовую передачу только на задние колеса.
Чтобы определить общую дистанцию безопасности до появившегося впереди препятствия (рис. 247), к пути торможения следует прибавить расстояние, которое пройдет автомобиль за время, истекшее с момента, когда водитель заметил препятствие, до момента, когда начнется фактическое торможение. Это время слагается из времени реакции водителя и из времени, необходимого для срабатывания тормозов, после того как водитель нажал на педаль тормоза (в сумме 0,5-1,5 секунды, в среднем 1 секунда). Как время реакции водителя, так и путь, проходимый за это время, зависят от скорости движения автомобиля и увеличиваются вместе с ней.
На рис. 247 показаны составные части дистанции безопасности для автомобиля, движущегося по сухому асфальту со скоростью 30 км/час.
Так как при определении дистанции безопасности индивидуальные особенности водителя имеют очень большое значение, то и дистанция может изменяться в довольно широких пределах. В практике весьма приближенно дистанция безопасности в метрах принимается численно равной скорости движения автомобиля в километрах/час (например, при скорости движения 40 км/час дистанция безопасности считается равной 40 м).
В населенных пунктах водители обычно уменьшают дистанцию, но при этом требуется повысить внимание и осторожность.
На стоянках расстояние от впереди стоящего автомобиля должно быть 2-3 м, чтобы можно было выехать. Такое же расстояние следует оставлять до остановившегося впереди автомобиля, приближаясь к перекресткам.
Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |