Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел


3.4.6 Зависимость правильного управления спуском от отладки спускового механизма

Производство меткого выстрела в большей мере зависит от качества отладки спуска. Неправильно отлаженный спуск усугубляет ошибки стрелка при нажатии на спусковой крючок. К дефектам в отладке спуска относятся: излишнее натяжение, то есть чрезмерно тугой спуск, излишне длинный рабочий ход спускового крючка, нечеткое предупреждение, непостоянное натяжение спуска, "провал" его и др.

Обычно заводы выпускают оружие, у которого натяжение спуска значительно превышает ограничения, установленные правилами соревнований. Особенно это касается, как уже было сказано, оружия армейского класса и отчасти спортивного. Естественно, пользоваться при спортивной стрельбе чрезмерно тугим спуском совершенно нецелесообразно: при тугом спуске, какой бы хорошей ни была координация движений у стрелка, поневоле будет определенное затягивание выстрелов, ему не будет хватать дыхания для плавного нажатия на спусковой крючок. Обычно стрелки отлаживают спусковые механизмы так, чтобы их натяжение имело небольшой запас; так, натяжение спуска служебной винтовки делается с запасом 100-120 г, спортивной винтовки - 50-100 г, спортивного револьвера - 100-150 г, спортивных пистолетов - 50-100 г.

Большие неудобства во время стрельбы создает нечеткий спуск с предупреждением, так как при этом стрелок по-разному ощущает предупреждение, что порождает у него чувство неуверенности и боязнь произвести неприцельный выстрел. Это вынуждает спортсмена менять уже выработанный стиль обработки выстрела - ведь обычно стрелок, пользующийся спуском с предупреждением, решительным движением выбирает свободный ход во время грубой наводки. В таких случаях нечеткое предупреждение не помогает стрелку в производстве выстрела, а, наоборот, дезориентирует его и создает трудности, являясь, по существу, дополнительной помехой.

Значительные трудности в стрельбе бывают и в том случае, когда спусковой механизм имеет натяжение, изменяющееся от выстрела к выстрелу. Причина этого - неплотная посадка шпильки (оси) спускового крючка, что приводит к его перекосам и изменению площади трущихся поверхностей отдельных деталей спускового механизма. Непостоянное натяжение спускового крючка также порождает у стрелка чувство неуверенности и отрицательно сказывается на качестве стрельбы. При этом у стрелка не может выработаться (или нарушается уже выработанное) специфическое мышечное чувство, которое столь необходимо для своевременного нажатия на спусковой крючок, строго согласованного с правильным прицеливанием. Дело в том, что стрелку нужно тщательно изучить характерные особенности спуска своего оружия, чтобы приучить себя не только вообще плавно выжимать спуск, но по прилагаемому усилию пальца и ходу спускового крючка ощущать приближение выстрела. Выработать такое чувство можно только при стабильном характере спуска.

Крупный дефект в отладке спускового механизма, оказывающий очень вредное влияние на меткость стрельбы, - так называемый "провал" спуска, резкое уменьшение сопротивления спускового крючка усилию пальца в момент срыва курка с боевого взвода. При этом палец как бы проваливается, в результате чего оружие резко вздрагивает в самый последний момент перед выстрелом; получается примерно то же (конечно, в меньшей мере), что и при дерганье за спусковой крючок. При "провале" спуска обычно ухудшается кучность стрельбы и бывают отрывы, которые стрелок не фиксирует и не может объяснить, так как отдача оружия в момент выстрела затрудняет наблюдение и контроль за своими действиями. При обнаружении "провала" спуска стрелок должен отладить спусковой механизм так, чтобы сопротивление спускового крючка усилию пальца возрастало все время как до выстрела, так и после него.




Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел

Хостинг от uCoz