Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |
Для подачи масла к трущимся деталям двигателя под давлением применяются почти исключительно шестеренчатые масляные насосы. Схема устройства и работы насоса этого типа показана на рис. 57.
Насос состоит из корпуса 3 и двух шестерен 6 и 4; зазор между зубьями шестерен и стенками корпуса имеет весьма малую величину. Ведущая шестерня 6 жестко связана с приводным валом 2, на верхнем конце которого имеется винтовая приводная шестерня 1, находящаяся в зацеплении с винтовой шестерней распределительного вала двигателя.
Ведомая шестерня 4 свободно сидит на короткой оси, установленной в корпусе 3 и крышке 5 насоса.
При вращении приводного вала зубья шестерен 6 и 4 захватывают масло, поступившее через сетчатый фильтр 8, закрытый колпаком 7, во входную камеру 9 корпуса насоса, и гонит его вдоль стенок корпуса насоса в выходную камеру 10. В этой камере вследствие накапливания масла создается давление, под которым масло и нагнетается в главную магистраль (обычно через фильтр грубой очистки).
Масляный насос устанавливается и крепится внутри картера двигателя, причем нижняя часть насоса погружена в масло, находящееся в нижней части картера (поддоне) (например, двигатели ЗИС-120, ГАЗ-ММ). В других двигателях корпус насоса крепится болтами с внешней стороны картера двигателя; внутрь картера в этом случае входит только верхняя часть насоса с ведомой шестерней привода насоса; при такой установке шестерни насоса находятся выше уровня масла, поступающего в насос обычно через маслопри-емник плавающего типа по трубке и сверлениям в картере (например, двигатели ГАЗ-51, М-20).
Давление масла, подаваемого насосом в главную магистраль, зависит от числа оборотов коленчатого вала и ряда других причин; в частности, при постоянном числе оборотов шестерен насоса это давление будет зависеть от вязкости масла и изношенности двигателя. Назначение редукционного клапана - автоматически ограничивать максимальное давление масла.
Редукционный клапан помещается обычно в корпусе масляного насоса, но может быть также расположен в конце главной магистрали (двигатель ЗИС-120) или в корпусе фильтра (двигатель ЗИС-5М).
На рис. 53 и 54 показан редукционный клапан, установленный в масляном насосе двигателя ГАЗ-51. Редукционный клапан 6 перекрывает под давлением пружины перепускной канал 5, соединенный с входной камерой насоса. Когда давление масла превысит силу упругости пружины, клапан 6 сместится влево (по рисунку) и откроет перепускной канал 5. В этом случае только часть масла поступит в магистраль 23, а другая часть - обратно в насос 3; давление масла в магистрали уменьшится, и шариковый клапан снова перекроет канал 5.
В системе смазки, показанной на рис. 55 (двигатель ЗИС-120), редукционный клапан представляет собой плунжер 4, нагруженный пружиной 6, установленной в крышке картера шестерен распределительного механизма против отверстия главной магистрали 3. При нормальном давлении масла плунжер перекрывает отверстие главной магистрали 3; при увеличении давления сверх нормального плунжер смещается влево (по рисунку) и масло из отверстия главной магистрали вытекает, попадает на шестерни распределительного механизма и возвращается обратно в нижнюю часть картера.
Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |