Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |
Одной из наиболее распространенных неисправностей системы охлаждения является уменьшение уровня охлаждающей жидкости по следующим причинам: повреждены соединительные шланги; неплотно затянуты хомутики; износились спускные краны, повреждены бачки и трубки радиатора; недостаточная плотность сальников насоса; испарилась жидкость.
Поврежденные шланги нужно заменить (в пути можно временно обмотать шланг в поврежденном месте изоляционной лентой), хомутики подтянуть (если концы хомутиков сошлись встык, нужно подложить под хомутики металлические пластинки), радиатор отправить в ремонт (тщательно пропаять места течи, после чего испытать радиатор под давлением).
Самоуплотняющиеся сальники, пропускающие воду, нужно заменить.
Если пропускают жидкость сальники с набивкой, надо добавить в них смазку. Если течь не прекращается, то нужно подтянуть гайки сальника; подтекание жидкости и после подтяжки гайки сальника до отказа указывает на необходимость сменить набивку сальника. Гайки сальника нужно затягивать только до прекращения течи, но не более. В новых двигателях нельзя подтягивать гайки сальника раньше, чем автомобиль пройдет 500 км, надо их лишь чаще заполнять смазкой.
Грязная или "жесткая" вода (содержащая, много солей) способствует отложению накипи на внутренних стенках рубашки охлаждения и каналах радиатора. Вследствие малой теплопроводности слоя накипи и уменьшения сечения каналов радиатора двигатель перегревается.
Осевое смещение приводных валов насоса и вентилятора (при износе) в некоторых двигателях можно устранить регулировкой подшипников (например, ступица вентилятора автомобиля ЗИС-5М) или заменой упорных шайб (например, под крыльчаткой насоса автомобиля ГАЗ-ММ). Подшипники, не имеющие регулировочных приспособлений, заменяются.
Изношенные боковые поверхности ослабляют натяжение ремня вентилятора. Слабо натянутый ремень пробуксовывает, в результате чего ухудшается циркуляция и охлаждение жидкости. Натяжение ремня регулируется (см. ниже). Если в пути ремень оборвался, можно, в крайнем случае, проколоть в нем на расстоянии 1-2 см от места обрыва отверстия, сблизить концы ремня и соединить их проволокой.
Зимой вода в радиаторе может замерзнуть, если радиатор и двигатель недостаточно утеплены, а также при продолжительной стоянке. Замерзание воды можно определить по высокой температуре, показанной термометром, и по появлению пара из пароотводной трубки радиатора (при замерзании воды в нижней части радиатора образуется ледяная пробка, вследствие чего вода перестает циркулировать и начинает кипеть); дополнительным признаком является низкая температура нижней и средней частей радиатора при чрезмерном нагреве верхней части.
Если вода замерзла в нижнем трубопроводе (замерзание можно определить, прощупав соединительный шланг и убедившись, что из открытого спускного крана не течет вода), нужно оттаивать лед в трубопроводе и в нижней части радиатора. Для этого трубопровод и нижнюю часть радиатора надо обложить тряпками и поливать тряпки горячей водой.
Оттаивание надо начинать с той стороны радиатора, где присоединен трубопровод рубашки охлаждения. Можно также на нижний конец пароотводной трубки надеть резиновый шланг и направить струю пара из него на нижнюю часть радиатора и трубопровод.
Если вода в нижнем трубопроводе еще не замерзла, нужно тщательно утеплить радиатор и двигатель; дать двигателю поработать на малых оборотах холостого хода; немедленно остановить двигатель, как только вода закипит. Узнать, что нормальная циркуляция воды возобновилась, можно по нагреву всего радиатора, включая и нижнюю его часть. В случае замерзания воды не только в радиаторе, но и в рубашке охлаждения нужно вначале хорошо прогреть насос; после этого можно запустить двигатель, соблюдая правила прогрева холодного двигателя.
Последствием неустраненного своевременно замерзания воды может быть разрыв трубок радиатора, а при замерзании воды во всей системе охлаждения могут появиться трещины в стенках рубашки охлаждения головки и блока цилиндров.
Циркуляция жидкости может прекратиться при повреждении термостата (заело закрытый клапан или поврежден гофрированный цилиндр). Неисправный термостат надо заменить. С целью предотвратить возникновение неисправностей в системе охлаждения необходимо:
а) проверять уровень и доливать охлаждающую жидкость (при каждом осмотре автомобиля);
б) проверять состояние и натяжение ремня вентилятора (при всех видах технического обслуживания автомобиля);
в) проверять, не подтекает ли жидкость (при всех видах технического обслуживания автомобиля);
г) смазывать подшипники вентилятора и вала насоса (согласно картам смазки - приблизительно через каждые 1000 км пробега автомобиля);
д) проверять состояние и крепление радиатора, патрубков, соединительных шлангов и насоса (при ТО-1, ТО-2 и ТО-3);
е) проверять плотность прилегания пробки радиатора и работу клапанов пробки у закрытой системы (при ТО-1, ТО-2 и ТО-3);
ж) проверять состояние и крепление пускового подогревателя и жалюзи радиатора (при ТО-1, ТО-2 и ТО-3);
з) проверять работу термостата и удалять накипь, отложившуюся на стенках рубашки охлаждения и в каналах радиатора (при подготовке автомобиля к новому сезону эксплуатации - осенью и весной);
и) предотвращать замерзание воды в холодное время года.
Уровень жидкости нужно проверять ежедневно перед запуском двигателя (уровень низкозамерзающей охлаждающей жидкости марок 40 и 65 не должен достигать верхнего обреза горловины радиатора на 6-8 см, воду можно доливать до обреза горловины), а при длительных рейсах, особенно в жаркое время года, - и на остановках. Пополнять систему охлаждения нужно немедленно, как только обнаружится, что уровень жидкости понизился.
Жидкость надо наливать из чистой посуды через сетчатый фильтр или чистую полотняную тряпку; водопроводную воду удобнее наливать из шланга.
Чтобы уменьшить отложение накипи, желательно применять воду "мягкую" (с малым содержанием растворившихся в ней солей), лучше всего отстоявшуюся дождевую, а при отсутствии ее - обыкновенную ("мягкая" вода плохо смывает мыло с рук). "Жесткую" воду можно смягчить, добавив в нее перед заливкой в радиатор едкого натра (каустическая сода) из расчета 1 г на 1,5 л воды. Раствор перед заливкой надо профильтровать сквозь чистую тряпку.
Состояние и натяжение ремня вентилятора надо проверять ежедневно. Натяжение ремня определяется по величине прогиба ремня в средней части участка от шкива вентилятора до шкива генератора (участок, на котором производится проверка, указывается в заводских инструкциях); при среднем давлении руки ремень должен прогибаться на 12-20 мм (рис. 52).
Натяжение ремня регулируют следующими способами: смещают генератор рукой, ослабив гайки кронштейна и упорной планки (например, автомобили ГАЗ-51, ЗИС-150, М-20, ГАЗ-67Б), или поднимают кронштейн оси вентилятора регулировочным винтом, освободив перед регулировкой гайки и контргайки оси вентилятора (автомобиль ЗИС-5М). После регулировки надежно затянуть гайки и контргайки.
Натяжение ремня вентилятора регулируется лишь с целью устранить пробуксовку и провисание ремня. Чрезмерно натянутый ремень обрывается и влечет ускоренный износ подшипников вентилятора и генератора.
Термостат для проверки нужно вынуть из гнезда и опустить в сосуд с водой, которую постепенно подогревать; для наблюдения за температурой в сосуд надо поместить термометр. При температуре 68-72° Ц клапан должен отделиться от седла, а при температуре 80-86° Ц полностью открыться.
Систему охлаждения (если головка цилиндров и детали системы изготовлены из алюминиевого сплава) нужно промывать сильной струей воды, пропускаемой через радиатор и через рубашку охлаждения сначала в нижние патрубки, а затем в верхние (термостат перед этим вынуть); промывка заканчивается, когда из патрубка пойдет чистая вода. Для промывки системы охлаждения применяются также специальные растворы.
При движении автомобиля надо наблюдать за тепловым состоянием двигателя по показаниям термометра системы охлаждения.
В холодное время года, чтобы предотвратить замерзание воды и повреждение системы охлаждения, особенно если в системе установлен термостат, препятствующий циркуляции воды через радиатор при запуске двигателя, необходимо принимать дополнительно следующие меры предосторожности:
а) во время движения регулировать температуру охлаждающей жидкости при помощи жалюзи радиатора, надевать на капот двигателя утеплительный чехол;
б) в морозы выезжать из парка только после того, как двигатель предварительно прогреется (50-60° Ц);
в) при стоянках средней продолжительности закрывать клапан утеплительного чехла;
г) оставляя автомобиль на длительное время (например, на ночь) в неотапливаемом помещении или при хранении на открытом воздухе (где двигатели не подогреваются), выпускать всю воду из системы охлаждения, открыв оба крана.
Выпуская воду из закрытой системы охлаждения, снимать пробку радиатора.
Чтобы уменьшить опасность повреждения двигателя вследствие замерзания воды, надо заполнять систему охлаждения низкозамерзающей жидкостью.
Наиболее распространены низкозамерзающие охлаждающие жидкости марки 40 с температурой замерзания 40° Ц ниже нуля и марки 65 с температурой замерзания 65° Ц ниже нуля.
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости ядовиты, поэтому во время работы с ними надо обращаться осторожно, следить, чтобы жидкость не попала на кожу, а тем более в желудок.
Низкозамерзающая жидкость разъедает окрашенные поверхности. При вытекании жидкости в систему охлаждения следует добавлять такую же жидкость, а при понижении уровня жидкости из-за испарения воды в систему охлаждения следует добавлять воду.
Можно применять также смеси состава, указанного в табл. 3.
Объемное содержание в процентах | Температура замерзания в ° Ц | ||
---|---|---|---|
этиловый спирт | глицерин | вода | |
30 | - | 70 | -10 |
40 | - | 60 | -19 |
30 | 10 | 60 | -18 |
40 | 15 | 45 | -28 |
42 | 15 | 43 | -32 |
25 | 25 | 50 | -36 |
Применяя спирто-глицериновые смеси, необходимо иметь в виду, что спирт испаряется значительно быстрее, чем вода; поэтому периодически следует добавлять в радиатор смесь воды пополам со спиртом.
Применение низкозамерзающей жидкости и спирто-глицериновых смесей предотвращает повреждение стенок рубашки охлаждения блока и головки цилиндров и трубок радиатора, так как эти жидкости при замерзании не увеличиваются в объеме. Для облегчения запуска двигателя и уменьшения его износа, резко увеличивающегося при низкой температуре, зимой необходимо повышать температуру двигателя перед запуском.
С этой целью заполняют систему охлаждения горячей водой, температура которой близка к точке кипения.
Уход за лампой подогревателя заключается в очистке каналов горелки через каждые 50 часов работы.
Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |