Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |
Шатун, соединяя поршень с коленчатым валом, передает усилия: при рабочем ходе - от поршня коленчатому валу, а при остальных тактах - от коленчатого вала к поршню.
Шатуны штампуются обычно из углеродистой стали и состоят из тела 3 (рис. 32), верхней головки 2 и нижней головки 5.
При плавающем пальце верхняя головка шатуна изготовляется цельной и соединяется с пальцем шарнирно. Для уменьшения трения в головку запрессовывается одна бронзовая втулка 1 или две втулки 14.
Верхняя головка, если в ней крепится поршневой палец, выполняется разрезной (см. рис. 31,б).
Нижняя головка шатуна, охватывающая шейку кривошипа, делается разъемной. Головка состоит из двух частей, соединенных болтами 4 (рис. 32) или шпильками 11 с гайками. Верхняя часть изготовлена заодно с телом шатуна, а нижняя выполняется в виде съемной крышки 7. Чтобы предотвратить отвертывание гаек, применяются шплинты, пружинные и замковые шайбы.
Подшипники нижней головки шатуна (шатунные подшипники) выполнены из антифрикционного сплава: баббиты с оловянной или свинцовой основой, свинцовистая бронза. Сплав заливается либо на тело головки (двигатель ГАЗ-ММ), либо на внутреннюю поверхность съемных вкладышей 6.
В современных автомобилях широко применяются тонкостенные стальные взаимозаменяемые вкладыши с баббитовой заливкой (двигатели ГАЗ-51, ЗИС-120, М-20).
Эти вкладыши изготовляются разных ремонтных размеров и при износе заливки или шеек вала заменяются новыми вкладышами с более толстыми стенками. От проворачивания в головке шатуна тонкостенные вкладыши удерживаются выступами 8, входящими в выемки 9 головки или крышки шатуна.
При заливке антифрикционного сплава на тело головки (двигатель ГАЗ-ММ и др.) и на внутреннюю поверхность толстостенных вкладышей (двигатель ЗИС-5) в стыке разъемных частей нижней головки шатуна обычно устанавливается несколько тонких прокладок 10 из латуни или стали. Уменьшая число прокладок, можно подтянуть подшипник, т. е. уменьшить зазор между шейкой коленчатого вала и подшипником, если уплотнился или износился антифрикционный сплав.
Тонкостенные вкладыши не имеют, как правило, регулировочных прокладок. В двигателе ЗИС-120 прокладки установлены между плоскостями разъема нижней головки шатуна (подшипника), а не в стыках вкладышей и служат только (при удалении их) для более плотной посадки вкладыша в нижней головке шатуна при обжатии вкладыша после первых 5-7 тыс. км пробега автомобиля.
Нижняя головка шатуна двигателя ГАЗ-ММ снабжена черпачком 12, предназначенным для разбрызгивания и подачи масла к шатунным подшипникам, и отверстиями 13 для улучшения смазки подшипников. В нижней головке шатуна двигателей ГАЗ-51, ЗИС-120 и М-20 сделано отверстие для выбрызгивания масла на толкатели и кулачки распределительного вала, а также на стенки цилиндров. Для подачи масла к поршневому пальцу под давлением по оси шатуна высверливается вертикальный канал (двигатель ЗИС-120).
Предыдущий раздел | Библиотека | Оглавление | Следующий раздел |