Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел


30.6. Раздаточная коробка

Раздаточная коробка применяется в автомобилях с двумя или тремя ведущими мостами. Она служит для передачи мостам крутящего момента от ведомого вала коробки передач, а также для выключения переднего моста (автомобиль ГАЗ-67Б).

В некоторых автомобилях раздаточная коробка не только передает крутящий момент нескольким ведущим мостам, но и повышает крутящий момент, являясь в этом случае дополнительной коробкой передач с прямой и одной понижающей передачами (автомобиль ГАЗ-63) или с двумя понижающими передачами без прямой (автомобиль ЗИС-151).

Схемы работы этих раздаточных коробок показаны на рис. 175 и 176.

Схема передачи крутящего момента через раздаточную коробку двухосного автомобиля с прямой и понижающей передачами (автомобиль ГАЗ-63)
Рис. 175 - Схема передачи крутящего момента через раздаточную коробку двухосного автомобиля с прямой и понижающей передачами (автомобиль ГАЗ-63):
1 - ведущий вал; 2 - каретка прямой и понижающей передач; 3 - шестерня вала привода заднего моста; 4 - подшипник хвостовика ведущего вала; 5 - вал привода заднего моста; 6 - ведущая шестерня промежуточного вала; 7 - промежуточный вал; 8 - шестерня вала привода переднего моста; 9 - муфта включения привода переднего моста; 10 - вал привода переднего моста; 11 - ведомая шестерня промежуточного вала.

В картере раздаточной коробки автомобиля ГАЗ-63 имеются (рис. 175):

1) ведущий вал 1, соединенный с коробкой передач; хвостовик этого вала свободно вращается в подшипнике 4, установленном в выточке шестерни 3; на шлицы вала посажена каретка 2;

2) вал 5 привода заднего моста с шестерней 3, выполненной заодно с валом;

3) вал 10 привода переднего моста, на шлицы которого посажена муфта 9; на гладкой (нешлицованной) части вала находится шестерня 8;

4) промежуточный вал 7 с двумя шестернями 6 и 11; шестерня 6 находится в постоянном зацеплении с шестернями 3 и 8.

На рис. 175 показано положение шестерен при включенной прямой передаче на задний ведущий мост - каретка 2 передвинута вправо (по схеме) и находится в зацеплении с внутренним зубчатым венцом шестерни 3.

Чтобы включить понижающую передачу (увеличивающую крутящий момент), каретку 2 нужно ввести в зацепление с шестерней 11 промежуточного вала. Крутящий момент будет передаваться валу 5 привода заднего моста через следующие детали: ведущий вал 1, каретка 2, шестерня 11, промежуточный вал 7, шестерни 6 и 3.




На рисунке муфта 9 сдвинута вправо и находится в зацеплении с зубчатым венцом шестерни 8; таким образом, включен передний ведущий мост. Крутящий момент на вал 10 привода переднего моста передается через следующие детали: а) при включенной прямой передаче - ведущий вал 1, каретка 2, шестерни 3, 6 и 8, муфта 9; б) при включенной понижающей передаче - ведущий вал 1, каретка 2, шестерня 11, промежуточный вал 7, шестерни 6 и 8, муфта 9.

Чтобы выключить передний мост, муфту 9 нужно вывести из зацепления с зубчатой муфтой шестерни 8, сместив муфту влево.

В картере раздаточной коробки автомобиля с тремя ведущими мостами (автомобиль ЗИС-151) установлены следующие валы с шестернями (рис. 176):

Схема передачи крутящего момента через раздаточную коробку трехосного автомобиля с двумя понижающими передачами (автомобиль ЗИС-151)
Рис. 176 - Схема передачи крутящего момента через раздаточную коробку трехосного автомобиля с двумя понижающими передачами (автомобиль ЗИС-151):
1 - вал привода переднего моста; 2 - муфта привода переднего моста; 3 - вал привода среднего моста; 4 - промежуточный вал; 5 - ведомая шестерня высшей передачи; 6 - ведущий вал; 7 - промежуточная шестерня ведущего вала; 8 - внутренний зубчатый венец; 9 - каретка понижающих передач; 10 - хвостовик ведущего вала; 11 - шестерня вала привода заднего моста; 12 - подшипник хвостовика ведущего вала; 13 - вал привода заднего моста; 14 - ведущая шестерня промежуточного вала; 15 - ведомая шестерня низшей передачи; 16 - шестерня вала привода среднего моста.

1) ведущий вал 6, соединенный с коробкой передач; на этот вал свободно посажена шестерня 7 с венцом 8 и каретка 9;

2) вал 13 привода заднего моста с шестерней 11; хвостовик 10 вала 6 опирается на подшипник 12, установленный в выточке шестерни 11;

3) промежуточный вал 4 с жестко закрепленными на нем шестернями постоянного зацепления 5 и 14 и шестерней 15;

4) вал 3 привода среднего моста с шестерней постоянного зацепления 16;

5) вал 1 привода переднего моста, соединяемый с валом 3 при помощи муфты 2, скользящей по шлицам валов 1 и 3.

Пока каретка 9 не зацеплена ни с зубчатым венцом 8 шестерни 7, ни с шестерней 15 промежуточного вала, крутящий момент двигателя на ведущие мосты не передается.

При перемещении каретки 9 влево она войдет в зацепление с зубчатым венцом 8 шестерни 7 и жестко соединит ее с ведущим валом 6. В этом случае крутящий момент валам 13 и 3 привода мостов передают следующие детали: ведущий вал 6, каретка 9, зубчатый венец 8, шестерни 7 и 5, промежуточный вал 4, шестерня 14, шестерни 11 и 16.

Если каретку 9 переместить вправо и ввести ее в зацепление с шестерней 15 промежуточного вала 4, то крутящий момент будут передавать: ведущий вал 6, каретка 9, шестерня 15, промежуточный вал 4, шестерня 14, шестерни 11 и 16.

В обоих случаях вал 1 привода переднего моста получает крутящий момент от вала 3 привода среднего моста при соединении этих валов зубчатой муфтой 2 (на схеме показано положение, при котором передний мост не включен).

Передача крутящего момента от ведущего вала валам привода мостов сопровождается увеличением передаточных чисел и соответственно повышением крутящего момента.

Раздаточная коробка включается рычагами, расположенными около рычага коробки передач.

Каретки раздаточной коробки переключаются так же, как и в коробке передач, при этом предварительно выключается сцепление, причем понижающая передача включается только в тяжелых дорожных условиях и после полной остановки автомобиля.

Передний ведущий мост можно включать во время движения автомобиля, не выключая сцепления (если задние колеса не буксуют), так как в этом случае вал раздаточной коробки и карданный вал, идущий к переднему мосту, делают одинаковое число оборотов. Если же задние колеса буксуют (движение по скользкой дороге), передний мост следует включать, выключив сцепление.

Передний ведущий мост включается только в следующих случаях:

а) при движении по труднопроходимым участкам пути (грязный проселок, глубокий снег и т.д.) или по скользкой дороге, хотя бы и с хорошим покрытием; включением переднего моста повышается устойчивость автомобиля, т.е. способность держать дорогу;

б) при переходе на понижающую передачу в раздаточной коробке; включением переднего моста достигается более равномерное распределение передаваемого крутящего момента на ведущие мосты и снижение нагрузки на детали привода задних мостов.

На дорогах с хорошим или удовлетворительным покрытием и на нескользких дорогах передний мост не следует включать, так как движение с включенным передним мостом вызывает ускоренный износ его, увеличивает расход горючего вследствие возрастания потерь на трение, а также сокращает срок службы шин.

Для предотвращения перегрузки карданной передачи и ведущих мостов понижающую передачу в раздаточной коробке следует включать, включив сначала передний мост, и, наоборот, выключать передний мост, включив предварительно высшую передачу в раздаточной коробке.

В раздаточной коробке автомобилей ГАЗ-63 предусмотрен замок, предотвращающий включение понижающей передачи при выключенном переднем мосте и выключение переднего моста, когда включена понижающая передача.

Схема замка раздаточной коробки этого автомобиля представлена на рис. 177.

Замок раздаточной коробки (автомобиль ГАЗ-63)
Рис. 177 - Замок раздаточной коробки (автомобиль ГАЗ-63):
а - передний мост выключен; б - включена прямая передача, передний мост выключен; в - включены передний мост и прямая передача; г - включена низшая передача и передний мост; 1 - ползун включения и выключения переднего моста; 2 - штифт ползуна включения и выключения переднего моста; 3 - пружина замка; 4 - штифт ползуна переключения передач; 5 - ползун переключения передач; 6 - выточка для фиксации ползуна переключения передач при включенной прямой передаче; 7 - лыска; 8 - выточка для фиксации ползуна переключения передач в нейтральном положении; 9 - выточка для фиксации ползуна переключения передач при включенной понижающей передаче; 10 - выточка, фиксирующая муфту включения переднего моста во включенном положении; 11 - выточка, фиксирующая муфту включения переднего моста в выключенном положении.

Между двумя ползунами 1 и 5 установлен замок, состоящий из двух полых штифтов 4 и 2, внутри которых установлена пружина 3. Ползун 5 служит для включения понижающей и прямой передач, а ползун 1 - для включения и выключения переднего моста.

У ползуна 5 имеются три выточки: выточка 8 фиксирует ползун в нейтральном положении и выточки 6 и 9 - для фиксации при включенной каретке 2 (см. рис. 175). В ползуне 1 выточка 11 (рис. 177) фиксирует муфту 9 (см. рис. 175) при включенном переднем мосте, а выточка 10 (рис. 177) - при выключенном мосте. Выточки 9 и 10 по глубине значительно меньше остальных выточек.




Когда передний мост выключен, штифты 4 и 2 занимают положение, показанное на рис. 177, а. Вследствие малой глубины выточки 10 штифты почти упираются один в другой. При попытке переместить ползун 5 влево для включения понижающей передачи штифт 4 не сможет выйти из выточки 8.

В то же время включение прямой передачи перемещением ползуна 5 вправо возможно благодаря наличию лыски 7 между выточками 8 и 6, в которую заходит штифт 4 (рис. 177, б).

Когда включен передний мост, штифт 2 входит в выточку 11 нормальной глубины и ввиду наличия зазора между ним и штифтом 4 ползун 5 может перемещаться в обе стороны, обеспечивая включение как понижающей (выточка 9), так и прямой (выточка 6) передач (рис. 177, в).

Когда включена понижающая передача (рис. 177, г), передний мост нельзя выключить, так как штифт 4 входит в выточку 9 малой глубины и при попытке передвинуть ползун 1 влево штифт 2 не сможет полностью выйти из выточки 11.

В автомобилях ЗИС-151 при включении низшей передачи (каретка 9 и шестерня 15 на рис. 176) автоматически включается и передний мост; при выключении моста низшая передача автоматически выключается. Это достигается блокировкой рычага переключения передач с рычагом включения переднего моста.

Рычаг 2 (рис. 178) включения переднего моста жестко скреплен с валом 6, вращающимся в кронштейнах, привернутых к картеру коробки передач. Этот рычаг может фиксироваться в двух положениях: в переднем - мост включен, в заднем - мост выключен.

Блокировка рычагов раздаточной коробки (автомобиль ЗИС-151)
Рис. 178 - Блокировка рычагов раздаточной коробки (автомобиль ЗИС-151):
1 - рычаг переключения передач; 2 - рычаг включения переднего моста; 3 - нижний конец рычага включения переднего моста; 4 - установочный болт; 5 - нижний конец рычага переключения передач; 6 - вал рычага включения переднего моста.

Рычаг 1 переключения передач свободно установлен на валу 6 и может быть зафиксирован в трех положениях: в переднем - включена низшая передача, в заднем - включена высшая передача, в среднем - нейтральное положение.

Когда включается низшая передача, нижний конец 5 рычага 1 переключения передач упирается в установочный болт 4, ввернутый в нижний конец 3 рычага включения переднего моста, и передний мост автоматически включается; при выключении переднего моста установочный болт 4, упираясь в нижний конец 5 рычага 1 переключения передач, выключает одновременно низшую передачу. Однако водителю не разрешается включать передний мост при помощи рычага переключения передач, так как несовпадение зубьев каретки 9 (см. рис. 176) и шестерни 15 промежуточного вала, а также зубьев вала 3 и муфты 2 приводит к ускоренному износу зубьев.




Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел

Хостинг от uCoz