Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел


21.8. Техническое обслуживание приборов зажигания

Многие неисправности системы зажигания связаны с нарушением работы запальных свечей, что сопровождается перебоями в работе двигателя. Если перебои происходят в каком-либо одном цилиндре, то чаще всего неисправна свеча или провод к ней.

Между электродами свечи искры может не быть по следующим причинам: электроды свечи замаслены или замкнуты частицами нагара; ненормальной величины зазор между электродами; трещины в изоляторе свечи, через которые ток замыкается на массу; внутренняя поверхность изолятора покрыта слоем нагара, по которому ток проходит на массу, не образуя искры между электродами.

Свечи проверяют специальным прибором - вольтоскопом, обычно изготовляемым в форме карандаша. Если приложить острый конец вольтоскопа к центральному электроду исправной свечи, то при работе двигателя в окне вольтоскопа должно наблюдаться свечение газа (неон), находящегося в стеклянной ампуле. По характеру свечения можно судить о работе свечи: свечение яркое и наблюдается через регулярные промежутки времени - свеча вполне исправна, свечение слабое - свеча загрязнена или зазор между электродами мал; свечение возникает через разные промежутки времени или отсутствует - свеча или провод к ней неисправны.

Если нет вольтоскопа, свечи работающего двигателя поочередно замыкают накоротко каким-либо проводником (например, отверткой); один конец отвертки соединяют с массой, а другой - с центральным электродом свечи и наблюдают за работой двигателя. При замыкании работающей свечи перебои увеличиваются и обороты коленчатого вала двигателя снижаются; при замыкании же неисправной свечи двигатель работает так же, как и до замыкания.

Найдя неисправную свечу, нужно вывернуть ее из цилиндра, тщательно осмотреть, устранить замеченные неисправности (очистить электроды от масла и нагара, отрегулировать зазор) и проверить "на искру".

Проверяемую свечу надо положить на двигатель так, чтобы ее металлический корпус соединялся с массой, а центральный электрод - с проводом от распределителя. Включив зажигание, надо вращать коленчатый вал двигателя и наблюдать, появляется ли искра между электродами свечи. Если искры нет, надо проверить целость провода, подводящего ток к свече. Для этого конец провода, отъединенный от свечи, приблизить на 3-5 мм к массе и вращать коленчатый вал двигателя; отсутствие искрения между проводом и массой указывает на повреждение провода.

Величина зазора между контактами прерывателя имеет весьма важное значение для работы двигателя. Нормальная величина этого зазора должна составлять в среднем 0,4 мм.

При слишком большом зазоре:

а) уменьшается продолжительность замкнутого состояния контактов, вследствие чего уменьшается ток в первичной цепи при большом числе оборотов коленчатого вала двигателя;

б) контакты вибрируют из-за увеличения ударной нагрузки на рычажок от нажатия на него пружины;

в) быстро изнашиваются поверхности контактов.

Признак слишком большого зазора - перебои в работе двигателя на больших оборотах.

При очень малом зазоре первичная цепь может не разомкнуться, что вызывает повышенное нагревание первичной обмотки. Признаки очень малого зазора - полное отсутствие вспышек или перебои при любых оборотах коленчатого вала двигателя.

Перебои в работе нескольких цилиндров происходят чаще всего по следующим причинам:

а) ненормальная величина зазора между контактами прерывателя, загрязнение или обгорание этих контактов, временное замыкание рычажка прерывателя на массу при износе изолирующей колодки; ослабла пружина рычажка;

б) ненормальный зазор между электродами нескольких свечей, замасливание или загрязнение нагаром электродов;

в) неисправен конденсатор (пробит диэлектрик между обкладками или отъединилась обкладка от одного из зажимов конденсатора);

г) неплотно соединены провода с аккумуляторной батареей или повреждена изоляция проводов, вследствие чего при тряске они иногда соединяются с массой;

д) неправильно установлено зажигание;

е) повреждена изоляция обмоток катушки зажигания.

При отсутствии в цилиндрах двигателя вспышек следует проверить, включено ли зажигание. Если зажигание включено, а запустить двигатель не удается, нужно установить, имеется ли ток во вторичной обмотке катушки зажигания.




Для проверки следует выключить зажигание, снять крышку распределителя и ротор, вращая коленчатый вал, замкнуть контакты прерывателя, включить зажигание и, приблизив к массе на 3- 5 мм провод, идущий от вторичной обмотки катушки зажигания, быстро отвести рукой рычажок прерывателя от неподвижного контакта. Если искра проскакивает между проводом и массой, то можно предположить, что прекращение работы двигателя не зависит от системы зажигания. При указанной проверке следует обратить внимание на изолирующую колодку рычажка прерывателя (не касается ли кулачок прерывателя непосредственно рычажка, замыкая его на массу) и на зазор между контактами прерывателя. Если зазор ненормальный, то не будет искры в свечах после сборки и установки распределителя, хотя она и появлялась между проводом и массой при разъединении рукой контактов прерывателя.

Если нет искры между проводом и массой, то неисправность нужно искать в аккумуляторной батарее (проверить, включив свет), в прерывателе, проводах тока низкого и высокого напряжения и выключателе.

Начиная проверку цепи тока низкого напряжения, следует выяснить, проскакивает ли слабая искра между размыкающимися контактами прерывателя. Если искры нет, то необходимо проверить состояние контактов (нет ли окисления и замасливания); при удовлетворительном состоянии контактов нужно проверить выключатель зажигания.

Установив, что выключатель зажигания исправный, следует проверить конденсатор. Для этого отъединить конденсатор и разомкнуть контакты прерывателя рукой; появление между контактами сильной искры означает, что удаленный конденсатор пробит. Сильное искрение между контактами, когда конденсатор установлен, - признак отъединения обкладок от зажимов конденсатора. В случае порчи конденсатора можно использовать радиоконденсатор (емкость конденсатора 0,15-0,25 микрофарады). Одна обкладка конденсатора должна быть соединена с зажимом прерывателя, а другая - с ближайшей точкой массы.

Работа двигателя с неисправным конденсатором сопровождается резкими перебоями, выстрелами в глушителе, а иногда двигатель глохнет. Запустить двигатель без конденсатора не удается, так как напряжение во вторичной обмотке при отсутствии конденсатора значительно понижается.

Для предотвращения неисправности приборов зажигания техническим обслуживанием предусмотрены следующие работы:

а) содержание всех приборов в чистоте и наблюдение за надежностью креплений приборов и проводов к ним (при ежедневном техническом обслуживании автомобиля);

б) проверка состояния прерывателя, ротора и крышки распределителя (при ТО-1, ТО-2 и ТО-3);

в) проверка величины зазора между контактами прерывателя и очистка контактов от окиси (при ТО-2 и ТО-3);

г) очистка электродов и зажимов высокого напряжения распределителя и катушки зажигания (при ТО-3);

д) смазка трущихся поверхностей распределителя (согласно картам смазки - обычно при ТО-2);

е) очистка свечей от нагара, поддержание нормального зазора между электродами и проверка свечей под давлением (при ТО-2 и ТО-3).

Ежедневно нужно удалять с приборов зажигания пыль и грязь, проверять надежность крепления приборов и проводов, а также плотность присоединения трубки вакуумного регулятора.

Величину зазора между контактами прерывателя нужно проверять специальным щупом. Контакты не должны быть загрязнены и замаслены и при замыкании должны касаться один другого всеми точками своей поверхности.

Зазор между контактами прерывателя регулируют вращением эксцентрика 7 (см. рис. 127), после того как ослаблен стопорный винт 23.

Загрязненные и замасленные контакты следует очищать мягкой щеточкой, смоченной бензином. Если контакты обгорели или же соприкасаются один с другим не всей поверхностью, то их нужно, осторожно зачистить абразивной пластинкой или на оселке (в крайнем случае плоским надфилем с мелкой насечкой), после этого установить нормальный зазор и проверить установку зажигания.

Втулки приводного вала распределителя смазываются солидолом из колпачковой масленки, а в некоторых распределителях - жидким маслом из капельной масленки.

Для уменьшения износа текстолитовой колодки рычажка прерывателя необходимо кулачок покрывать тонким слоем вазелина; при этом вазелин не должен попадать на контакты прерывателя. В некоторых распределителях кулачок смазывается при помощи фетрового фитиля, пропитанного маслом. При работе летом на пыльных дорогах, наоборот, необходимо следить, чтобы кулачок был всегда сухой.

Запальные свечи нужно очищать от нагара и копоти деревянной палочкой и промывать в бензине. Свинцовистые отложения, появляющиеся на свечах при работе двигателя на этилированном бензине, следует удалять специальными растворителями. На пунктах технического обслуживания применяются специальные аппараты для проверки свечей и для очистки их струями мелкого песка под давлением воздуха (пескоструйная очистка).

После промывки свечей убедиться в целости изолятора и проверить зазор между электродами. Для получения нормального зазора осторожно выгибают боковой электрод свечи.

Изолятор свечи нужно предохранять от механических повреждений (ударов) и от попадания на него (особенно при горячих свечах) воды, например, при открывании капота в дождь или при мойке автомобиля.




Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел

Хостинг от uCoz