Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел


19.4. Реле обратного тока

Как было выяснено ранее, напряжение генератора может изменяться в зависимости от числа оборотов якоря от нуля до некоторого наибольшего значения, поддерживаемого регулятором напряжения или третьей щеткой. В то же время напряжение на полюсах батареи изменяется незначительно, и как только оно превысит напряжение генератора, появится разрядный ток.

При длительном прохождении тока из батареи через генератор могут перегреться обмотки, испортиться изоляция и т.д. Кроме того, бесцельно разряжается и истощается батарея. Поэтому в цепь генератор - аккумуляторная батарея включают реле обратного тока. Назначение реле - автоматически включать батарею на зарядку, как только напряжение генератора превысит напряжение батареи, и отключать батарею от генератора, когда его напряжение станет меньше напряжания батареи.

Реле обратного тока состоит из ярма 3 (рис. 119) с сердечником 10, на котором расположены две обмотки: тонкая 4 и толстая 9; тонкая обмотка включена параллельно генератору, а толстая - последовательно между генератором и потребителями 12.

Схема реле обратного тока
Рис. 119 - Схема реле обратного тока:
1 и 2 - провода; 3 - ярмо реле; 4 - тонкая обмотка; 5 - пружина; 6 - якорек; 7 - подвижный контакт; 8 - неподвижный контакт; 9 - толстая обмотка; 10 - сердечник реле; 11 - провод; 12 - лампа накаливания (потребители); А - амперметр; АБ - аккумуляторная батарея; Я - якорь генератора.

Часть тока из генератора ответвляется в тонкую обмотку реле, и поэтому сердечник реле намагничивается. Путь тока по обмоткам реле: положительная щетка - масса - тонкая обмотка 4 - толстая обмотка 9 - отрицательная щетка.

Когда напряжение генератора достигнет нормальной величины (7,0-7,5 в при напряжении батареи 6 в и 13,0-13,5 в при напряжении батареи 12 в), магнитная сила сердечника 10 увеличивается настолько, что он притягивает якорек 6; контакты 7 и 8 соединяются и цепь генератор- батарея замыкается. Путь тока генератора к батарее: положительная щетка - масса - батарея АБ - провод 1 - амперметр А - провод 2 - ярмо 3 - якорек 6 - контакты 7 и 8 - толстая обмотка 9 - провод 11 - отрицательная щетка.

Когда напряжение генератора снизится, ток пойдет из батареи в генератор по тем же проводникам, но в обратном направлении. Вследствие изменения направления тока в толстой обмотке сердечник реле размагничивается и контакты 7 и 8 размыкаются под действием пружины 5.

Когда двигатель не работает или работает на малых оборотах, контакты реле разомкнуты, все включенные потребители питаются током батареи. После замыкания контактов потребители и аккумуляторная батарея питаются током генератора или (при большой мощности потребителей) генератора и батареи совместно.

Реле обратного тока, регулятор напряжения и ограничитель тока обычно устанавливаются на одной панели и в общем кожухе. Такой прибор называется реле-регулятором.

Общая схема включения реле-регулятора показана на рис. 120. Буквы Б, Я и Ш на зажимах не являются условными - они поставлены на приборах. Добавочные сопротивления, не показанные на рис. 116, 117 и 119, необходимы для улучшения совместной работы приборов.

Схема включения реле-регулятора
Рис. 120 - Схема включения реле-регулятора:
ОТ - ограничитель тока; РН - регулятор напряжения; РОТ - реле обратного тока; МШ - магнитный шунт; А - амперметр.



Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел

Хостинг от uCoz