Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел


16.2. Устройство и работа газобаллонной установки

Принципиальная схема газобаллонной установки для сжатого газа приведена на рис. 95, а. Основные приборы этой установки:

а) баллоны 1 для хранения запаса газа на автомобиле;

б) редуктор 6 с фильтром 10 для очистки газа от механических примесей (частиц пыли, окалины и отчасти от влаги и масла);

в) карбюратор-смеситель 8 для образования газовоздушной смеси.

Схемы газобаллонных установок
Рис. 95 - Схемы газобаллонных установок:
а - для сжатого газа; б - для сжиженного газа; 1 - баллоны; 2 - наполнительный вентиль; 3 - раздаточный вентиль (в установках для сжиженного газа - жидкостный); 4 - магистральный вентиль; 5 - манометр; 6 - редуктор; 7 - шланг карбюратора-смесителя; 8 - карбюратор-смеситель; 9 - трубка холостого хода; 10 - фильтр; 11 - раздаточный паровой вентиль; 12 - указатель уровня жидкого газа; 13 - испаритель; 14 - радиатор системы охлаждения двигателя.

Кроме того, имеются: наполнительный вентиль 2, автоматически закрывающий баллон по окончании заправки его газом; магистральный вентиль 4, закрываемый водителем из кабины, когда нужно прекратить поступление газа из баллонов в редуктор; раздаточный вентиль 3 для отбора газа из баллонов; манометр 5, показывающий давление газа в баллонах.

Возникающее при работе двигателя разрежение во впускной трубе передается в редуктор, вызывая поступление газа в карбюратор-смеситель 8. Назначение редуктора - снижать давление газа на выходе из редуктора к карбюратору-смесителю до некоторой постоянной величины (при работе двигателя) и прекращать поступление газа в карбюратор-смеситель при неработающем двигателе. На малых оборотах холостого хода газ поступает в карбюратор-смеситель по трубке 9, а на рабочих режимах, кроме того, по шлангу 7.

В карбюраторе-смесителе газ смешивается в определенной пропорции с воздухом, и приготовленная здесь горючая смесь поступает в цилиндры двигателя.

В газобаллонной установке для сжиженного газа (рис. 95, б) имеются те же приборы, что и в установке для сжатого газа. Добавлен жидкостный (или газовый) испаритель 13, назначение которого преобразовать сжиженный газ в газообразное состояние до входа в редуктор 6 и в карбюратор-смеситель 8; в установке, схема которой приведена на рисунке, испаритель омывается горячей водой из радиатора 14. На баллонах установлены раздаточные вентили - жидкостные 3 и паровой 11, а баллоны 1 снабжены приспособлением для определения в них уровня жидкого газа - указателями 12. Для сжатых и сжиженных газов применяются преимущественно двухступенчатые редукторы высокого давления (первая ступень) и низкого давления (вторая ступень). Двухступенчатые редукторы создают более постоянное давление газа на выходе из редуктора к карбюратору-смесителю.

Схема универсального двухступенчатого редуктора для сжатого и сжиженного газа приведена на рис. 96.

Схема работы двухступенчатого редуктора
Рис. 96 - Схема работы двухступенчатого редуктора:
а - двигатель не работает; б - двигатель работает; А - полость первой ступени; Б - полость второй ступени; 1 - основная мембрана; 2 - пружина основной мембраны; 3 - пружина разгрузочной мембраны; 4 - разгрузочная мембрана; 5 - камера разгрузочной мембраны; 6 - обратный клапан; 7 - дозирующий диск; 8 - трубка рабочих режимов; 9 - обойма дозирующего устройства; 10 - трубка камеры разгрузочной мембраны; 11 - трубка холостого хода; 12 - рычаг полости второй ступени; 13 - клапан второй ступени; 14 - рычаг полости первой ступени; 15 - пружина мембраны первой ступени; 16 - мембрана первой ступени; 17 - клапан первой ступени; 18 - предохранительный клапан; 19 - фильтр.

Двигатель не работает, магистральный вентиль закрыт (рис. 96, а). Давление в рабочих полостях первой ступени А и второй ступени Б равно атмосферному. Клапан 17 первой ступени открыт под давлением пружины 15 мембраны 16. Клапан 13 второй ступени закрыт, так как он нагружен пружиной 2 основной мембраны 1 и пружиной 3 разгрузочной мембраны 4.

Двигатель не работает, магистральный вентиль открыт. Газ из баллонов поступает в рабочую полость А через открытый клапан 17, пока давление газа не преодолеет сопротивления пружины 15. Как только это произойдет, мембрана 16 выгнется вправо и через рычаг 14 закроет клапан 17. Поэтому давление газа в рабочей полости А не может превысить расчетную величину (2,5-3,0 кг/см2).

Двигатель работает (рис. 96, б). При запуске и работе двигателя в камере 5 разгрузочной мембраны 4, соединенной трубкой 10 с впускным коллектором двигателя, создается разрежение. Вследствие этого разгрузочная мембрана 4 выгибается вправо, пружина 3 сжимается и перестает оказывать давление на основную мембрану 1, а следовательно, и на клапан 13. Основная мембрана 1, сжимая пружину 2, выгибается вправо и прекращает давление через рычаг 12 на клапан 13, который открывается под давлением газа, поступающего теперь в рабочую полость Б. Из полости Б газ под действием разрежения, передающегося из впускного коллектора, поступает в карбюратор-смеситель: на малых оборотах холостого хода по трубке 11, а на рабочих режимах, кроме того, по трубке 8, отжимая при этом обратный клапан 6, нагруженный пружиной.

Дозирующее устройство для газа состоит из обоймы 9 с тремя отверстиями и вращающегося диска 7 (газовая шайба), имеющего тоже три отверстия. Поворачивая диск, можно изменять проходное сечение для газа и тем самым состав горючей смеси.

Для образования газовоздушной смеси применяются преимущественно карбюраторы-смесители, позволяющие работать как на газообразном, так и на жидком горючем. В таком случае в карбюраторе обычной конструкции, кроме жиклеров и распылителей, устанавливается еще и газовая форсунка.

Реже применяются газовые смесители только для работы на газе.




Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел

Хостинг от uCoz