Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел


14. Техническое обслуживание системы питания карбюраторных двигателей

Неисправности карбюратора заключаются преимущественно в образовании горючей смеси несоответствующего качества - богатой или бедной.

Признаки богатой смеси: из глушителя выходят газы темного цвета и с резким запахом; раздаются выстрелы из глушителя (часть несгоревшей вследствие недостатка воздуха смеси выталкивается из цилиндров в глушитель; когда она выходит из глушителя, то соединяется с кислородом воздуха и сгорает со взрывом); при длительной работе на богатой смеси стенки камер сгорания, днища поршней, клапаны и электроды свечей покрываются толстым слоем копоти, что резко ухудшает работу двигателя - он перегревается, так как уменьшается теплопередача в охлаждающую жидкость, и возникает детонация.

Богатая горючая смесь образуется по следующим причинам: переливается горючее через устье распылителя (повышение уровня); больших размеров жиклеры (неправильно подобраны при регулировке карбюратора для данного сорта горючего или увеличился диаметр отверстия при неосторожной чистке); излишек горючего в смесительной камере (не закрыт клапан экономайзера); недостаточно поступает воздуха (прикрыта воздушная заслонка); засорены воздушные отверстия в главной дозирующей системе; засорен воздушный фильтр (при несбалансированной поплавковой камере).

Уровень горючего в поплавковой камере может повыситься в результате неплотной посадки запорной иглы поплавковой камеры, погнутости рычажка подвески поплавка, а также применения более легкого горючего, чем то, на которое отрегулирован карбюратор.

Чтобы восстановить нормальный уровень горючего, нужно изменить толщину фибровой прокладки под гнездом запорной иглы (при увеличении толщины прокладки уровень горючего уменьшается, при уменьшении - увеличивается) или осторожно выгнуть рычажок или специальный язычок подвески поплавка.

Плотность посадки в седла запорных игл поплавковой камеры и клапана экономайзера достигается притиркой поверхностей мелким наждаком после разборки карбюратора; если неплотное прилегание вызвано только засорением, достаточно промыть бензином седло и клапан.

Для плотной посадки клапана необходим небольшой зазор (0,4-0,6 мм) между двумя сопряженными деталями привода.

Отвернувшиеся распылители надо подтянуть специальными ключами или отверткой, а поврежденные фибровые прокладки можно временно заменить прокладками, вырезанными из плотного картона и натертыми мылом.

Признаки бедной смеси: вспышки в карбюраторе вследствие замедленного горения бедной смеси; падение мощности двигателя вследствие уменьшения давления газов на днища поршней; перегрев двигателя (в особенности выпускных клапанов и выпускного коллектора) из-за медленного горения смеси.

Бедная горючая смесь может образоваться вследствие того, что: понижен уровень горючего в поплавковой камере; малы размеры жиклеров (неправильно подобраны при регулировке или засорились); засасывается посторонний воздух.

Уровень горючего в поплавковой камере может понизиться вследствие употребления слишком тяжелого горючего, засорения фильтров или бензопроводов, замерзания в бензопроводах воды, попавшей в горючее, ухудшения работы диафрагменного насоса.

Фильтры в этом случае следует осторожно промыть бензином. Засорившийся бензопровод нужно отвернуть в местах соединения с карбюратором, диафрагменным насосом, отстойником, баком и продуть воздухом, пользуясь насосом для накачивания шин. Однако если засорение вызвано посторонними частицами, накопившимися в значительном количестве в бензиновом баке, при первой же возможности надо выпустить из бака в какой-либо сосуд все горючее, промыть бак в несколько приемов чистым бензином, продуть все бензопроводы и прочистить запорный краник.

Следует иметь в виду, что подача горючего к карбюратору прекратится и в том случае, если давление в бензиновом баке ниже атмосферного. Понижение давления может произойти в результате засорения отверстий в пробке (или специальной трубке) бака и заедания воздушного клапана крышки горловины бака.

Пропускная способность жиклеров зависит от диаметра и формы отверстия, от шероховатости канала и т. п. Поэтому подбирают и проверяют жиклеры путем их тарировки, т. е. определения количества пропускаемой ими жидкости (воды или бензина) в единицу времени при определенном напоре.

Жиклеры иногда засоряются посторонними частицами, не задержанными фильтрами и не осевшими в отстойнике. Если при правильной регулировке карбюратора и нормальной подаче горючего к карбюратору двигатель не работает на малых оборотах, то, очевидно, засорена система холостого хода. Если двигатель устойчиво работает на малых оборотах, но при увеличении числа оборотов наблюдаются вспышки в карбюраторе, значит засорена главная дозирующая система или экономайзер; обеднение смеси при резком открытии дроссельной заслонки возможно также вследствие засорения жиклера мощности или неисправности ускорительного насоса.




Чтобы прочистить жиклеры, их надо продуть при помощи насоса для накачивания шин. У большинства карбюраторов жиклеры можно продуть через отверстия под ними, предварительно вывернув пробки. Жиклеры, под которыми нет отверстий, надо продувать насосом для накачивания шин через отверстие канала, выходящего в поплавковую камеру.

Излишний воздух может засасываться в карбюратор в местах соединения карбюратора с впускным коллектором и коллектора с блоком цилиндров из-за ослабевших креплений или повреждения прокладок. Могут быть также повреждены прокладки между частями карбюратора.

Болты надо подтянуть, а прокладки заменить. При проникании воздуха ухудшается истечение горючего из жиклеров и увеличивается весовое количество воздуха в горючей смеси.

Горючая смесь значительно обедняется при работе жиклера холостого хода, если в смесительную камеру проникает воздух через зазоры между осью дроссельной заслонки и бобышками в смесительной камере.

Возможно также поступление излишнего воздуха в цилиндры двигателя через трещины во впускном коллекторе, через зазоры между стержнями клапанов и их направляющими втулками. При отъединении или поломке трубки, идущей от впускного коллектора к вакуумному стеклоочистителю, необходимо вставить временную заглушку.

В диафрагменных насосах часто встречаются следующие неисправности, ухудшающие или прекращающие подачу горючего:

1. Повреждена диафрагма, что приводит к уменьшению разрежения в камере насоса и к перетеканию горючего в нижнюю часть корпуса насоса; отсюда часть горючего может попасть в поддон картера двигателя и разжижить масло. Поврежденную диафрагму надо заменить. Если эта неисправность обнаружена в пути, можно временно устранить ее, использовав поврежденные кружки. Для этого надо снять корпус насоса, ослабить гайку, затягивающую кружки диафрагмы, найти трещины и развести кружки так, чтобы трещины не совпадали; затем, натерев кружки мылом, затянуть гайку и собрать насос.

2. Неплотно закрываются клапаны; осторожно снять клапаны, очистить их и седла от грязи и промыть бензином.

3. Неплотно прилегает отстойник к корпусу вследствие слабой затяжки крепящей гайки (болта) или повреждения пробковой прокладки; прокладку временно можно заменить картоном, натертым мылом.

4. Неплотно прилегает крышка насоса к корпусу; подтянуть стягивающие винты.

5. Износился приводной рычаг насоса, в результате чего уменьшился ход диафрагмы. Временно можно поставить под фланец насоса более тонкую прокладку, а при очередном ремонте заменить рычаг.

Если диафрагменный насос отказал в работе в пути и исправить его нет возможности, то можно продолжать движение, перейдя на подачу горючего самотеком. Для этого необходимо иметь какой-либо сосуд для горючего (бидон, бутыль) небольшой емкости (3-5 л) и резиновый шланг длиной 1,5-2 м.

Для подачи горючего самотеком нужно:

а) заполнить бидон (бутыль) горючим;

б) расположить сосуд с горючим возможно выше уровня карбюратора (укрепить в кабине или поручить держать помощнику или другому лицу);

в) перегнуть шланг пополам (но не зажимать в месте сгиба) и заполнить его горючим с какого-либо одного конца;

г) крепко зажать шланг на расстоянии 1,5-2 см от одного конца и опустить другим (открытым) концом в сосуд;

д) зажатым концом надеть на штуцер карбюратора (предварительно отъединив бензопровод) или на конец бензопровода, отъединенный от диафрагменного насоса;

е) отпустить зажатый конец шланга.

Горючее будет перетекать из сосуда в карбюратор за счет разности уровней (создается сифон). Чтобы не повторять длительной работы по созданию сифона, нужно периодически доливать в сосуд горючее, раньше чем обнажится опущенный в него конец шланга; доливая горючее, шланг из сосуда не вынимать.

К неисправностям системы питания следует отнести подтекание горючего; эта неисправность не оказывает влияния на работу двигателя, но создает угрозу пожара и вызывает потерю горючего. Течь горючего может быть вызвана: неплотной затяжкой ниппельных гаек; срывом резьбы ниппельных гаек и штуцеров; повреждением бензопроводов; повреждением прокладки отстойника; неплотной затяжкой пробок карбюратора или повреждением прокладок под пробками; переполнением поплавковой камеры; повреждением диафрагмы насоса.

Неисправности надо немедленно устранять, для чего подтянуть крепления, поставить новые прокладки, бензопроводы временно обмотать изоляционной лентой, а по возвращении в парк - запаять.

Для регулировки карбюратора на малые обороты холостого хода необходимо:

а) запустить и прогреть двигатель;

б) выключить все обогатительные приспособления;

в) установить винт, ограничивающий закрытие дроссельной заслонки, в положение, соответствующее устойчивой работе двигателя на самых малых оборотах;

г) вращать винт регулировки качества смеси в обе стороны, пока двигатель не начнет работать равномерно (обычно вращают в пределах от 1,5 до 3,5 оборота против хода часовой стрелки от положения, при котором винт завернут до отказа);

д) вращая винт, ограничивающий закрытие дроссельной заслонки, установить самые малые обороты, но так, чтобы двигатель не заглох при резком закрытии дроссельной заслонки и не давал перебоев при открывании.




При регулировке карбюратора надо добиваться бесперебойной работы двигателя при наименьшем обогащении смеси; это оказывает большое влияние на экономию горючего.

В двигателях, в которых опережение зажигания изменяется вручную, регулировка производится при позднем зажигании.

Вакуумные стеклоочистители несколько влияют на регулировку на малые обороты холостого хода, поэтому для проверки регулировки надо включить стеклоочиститель при работе двигателя на малых оборотах; если двигатель будет глохнуть или работать с перебоями, несколько увеличить обороты, повернув винт, ограничивающий закрытие дроссельной заслонки, и снова уточнить регулировку.

В карбюраторах предусмотрены значительно более сложные виды регулировки, чем указано выше, например: тарировка и смена жиклеров, изменение режима работы ограничителя числа оборотов коленчатого вала и др. Малоопытные водители к таким видам регулировки не допускаются.

Для предотвращения неисправностей системы питания карбюраторных двигателей техническим обслуживанием предусмотрены следующие работы:

а) проверка плотности соединений бензопроводов (при всех видах технического обслуживания автомобиля) и крепления приборов подачи горючего (при ТО-1, ТО-2 и ТО-3);

б) очистка фильтров и отстойников от посторонних примесей (при ТО-1, ТО-2 и ТО-3);

в) проверка состояния (при каждом техническом обслуживании), очистка и заправка (при ТО-1, ТО-2 и ТО-3) воздушных фильтров;

г) проверка исправности и смазка трущихся деталей привода управления карбюратором (при ТО-1, ТО-2 и ТО-3);

д) проверка работы диафрагменного насоса (при ТО-3);

е) подтяжка всех креплений системы питания (при ТО-1, ТО-2 и ТО-3);

ж) сезонные регулировки карбюратора и подогрева горючей смеси.

Проверять соединения бензопроводов и приборов подачи горючего нужно тщательно и при хорошем освещении - естественном или электрическом; обнаружив подтекание, немедленно устранить его.

Фильтры и отстойники нужно очищать от осадков и воды; очищенные фильтры промыть в чистом бензине, а корпуса отстойников, кроме того, протереть чистой полотняной тряпочкой (хлопчатобумажной ветошью нельзя, так как очес впоследствии закупорит жиклеры). Элемент пластинчатого фильтра нельзя разбирать, его следует только тщательно обмыть снаружи, сняв отстойник. Чтобы облегчить запуск двигателя, отстойники перед установкой на место нужно наполнить бензином.

Для очистки воздушного фильтра нужно его снять; вынуть и тщательно промыть в керосине фильтрующий элемент, просушить фильтрующий элемент; промыть и вытереть резервуар для масла, заполнить резервуар тщательно профильтрованным и отстоявшимся отработанным маслом, смочить в масле фильтрующий элемент и дать стечь маслу. После этого собрать воздушный фильтр и поставить на место.

При подготовке к новому сезону эксплуатации необходимо: снять, разобрать и тщательно очистить карбюратор, диафрагменный насос и бензиновый бак; проверить прочность прокладок и надежность крепления впускного и выпускного коллекторов и глушителя.

С наступлением весны, лета, осени и зимы нужно изменить длину хода поршня ускорительного насоса. У большинства карбюраторов длину хода поршня регулируют, переставляя конец тяги поршня из одного отверстия рычажка привода в другое. Так, летом конец тяги должен быть соединен с отверстием, ближайшим к оси рычажка привода (наименьшая длина хода); зимой - с отверстием, наиболее удаленным от оси рычажка привода; весной и осенью - со средним отверстием (см. отверстия в рычаге 7 на рис. 73).

На некоторых двигателях, также в зависимости от сезона, регулируется подогрев впускного коллектора.




Предыдущий раздел Библиотека Оглавление Следующий раздел

Хостинг от uCoz